Игорь Казаринов

Репетитор-эксперт по математике, геометрии, физике, химии

тел. 7(968)812-7068 (вотсап, вайбер, телеграм)


Я знаю два разных способа: первый всем прекрасно знаком, и некоторые им пользуются – надо никогда не спорить с учителями, красиво писать, аккуратно вести тетрадки, быть в чистой, опрятной форме с аккуратной причёской, на переменах не бегать, не кричать, слушаться родителей и старших, зубрить всё, что зададут и даже сверх программы, тянуть руку на уроках, участвовать во всех внеклассных мероприятиях.


У некоторых (обычно девочек) это хорошо получается, но у многих даже при выполнении всех этих требований не все пятёрки, а уж про реальный уровень понимания и знаний я и не говорю…


Я никогда не был сторонником этого способа. Я бегал и шумел на переменах, мог немного поспорить с учителем. В университете мог кое-что прогулять и никогда не учился ради оценки. Круглым отличником не был, но зато мой уровень понимания и знания предметов был выше, чем у многих медалистов. И за мои пропуски мне ставили и тройки, и неуды. Но это не было показателем моего уровня знания предмета.


Поэтому я расскажу подробнее про второй способ стать отличником. Может быть не в смысле оценок (так как оценки в школе и даже в университете далеко не всегда адекватно показывают настоящий уровень знаний и понимания учащегося), а смысле прекрасного уровня понимания и умения применять знания на практике. Во-первых, при этом вполне можно быть – при желании и некотором усердии – круглым отличником, если есть такая цель. Во-вторых, это полезно для жизни. Ведь только тот, кто умеет что-то с успехом применять на практике, сможет стать успешным и занять достойное место в этом мире.


Даже те, кто считает, что в будущем за счёт своих родителей или знакомых им гарантировано «тёпленькое» место, могут продолжать читать дальше. Может быть, когда в будущем их выгонят с «тепленького» на более «прохладное» местечко из-за их промахов и ошибок в работе, они смогут вернуться к данным в этой статье и узнать секреты профессионализма и настоящего фундамента для успеха в жизни, чтобы применить их на практике.


Итак, второй способ стать отличником в жизни. Он тоже хорошо знаком людям, хотя не настолько лежит на поверхности, как первый. Но и копать до центра Земли не требуется. Вполне будет достаточно протереть окна и открыть глаза, чтобы этот способ обучения стал виден.


Его люди знают и применяют в основном при обучении практическим действиям – при езде на велосипеде, выполнении физических упражнений и прочего. Редко кто садится на велосипед и мгновенно может проехать на нём, не говоря уже о езде на одноколёсном велосипеде, или другим трюкам. Обычно довольно много времени люди практикуются, пока не начинают уверенно делать то, что они хотят – просто кататься на велике, ездить на одном колесе, в цирковом шоу участвовать, сальто делать.


Если называть этот способ более умными словами – это 100% закрепление всех навыков, начиная с самых элементарных и заканчивая самыми сложными. Ключевым моментом здесь является то, что если не усвоить на 100% более простой навык, не сможешь научиться более сложному. То есть если не умеешь ездить на одном колесе, то прыгать на нём через скакалку тем более не получится…


Оказалось, что этот очевидный принцип практического обучения мало кто применяет осознанно к обучению теоретическому! А зря! Он точно так же работает и в математике, и в грамматике, и при изучении иностранных языков.


Покажу на очевидных примерах:


если человек не научился складывать числа (пусть он не знает, что 2 + 2 = 4 !!!), то легко понять, что ему очень тяжело придётся при изучении умножения и решении даже простых задач,


если ученик на знает – что такое «имя существительное», то ему будет очень сложно разобрать по составу предложение,


если ученик не усвоил самые простые иностранные слова (например: «привет, я, ты, он, сидеть, бежать» на иностранном языке – английском, немецком, китайском), то как он сможет понять текст или составить вопрос на этом языке?


Что же мы можем видеть в школах и университетах? 90% учеников на могут сказать, что такое «частное» в математике («частное» - это название для результата действия деления; это слово появляется во втором-третьем классе и оно продолжает применяться всё время, пока изучается математика)! Его можно легко найти в любом учебнике и при этом очень многие ученики утверждают, что на уроках это слово не говорят и в учебниках оно не встречается…


Но изучать математику, не зная слово «частное» - это почти тоже самое, что пытаться говорить, не используя слово «я»! Это возможно, но уж очень будет странно выглядеть…


Я привёл примеры с самыми простыми словами, а в той же математике есть более сложные понятия, которые могут называться более длинно, без чёткого знания которых не получится решать сложные задачи.


Кроме непонятых слов есть определённые навыки решения в математике, есть навыки составления предложений в русском и иностранных языках. И их тоже надо 100% усвоить! Например, умение раскрывать скобки в математике, если перед скобкой стоит «плюс» или «минус». (Поразительно, сколько учеников делают ошибки в этом действии!) А сколько учеников не могут составить даже короткое предложение на иностранном языке?


Кто же должен добиться 100% усвоения того, что изучается?


В университетах – это сам студент, только студент и никто больше! Профессора только проверяют – что студент выучил и ставят ему какую-то оценку. Но никогда, никогда, никогда преподаватели не будут добиваться, чтобы студент усвоил те пробелы, которые у него нашли на экзамене. Это его личная ответственность…


А в школах? Родители думают, что это должны делать учителя. А что же думают учителя? Вряд ли мы сможем найти точные и честные ответы. Кто-то думает, что это должны делать родители, так как в классе 30 учеников, а учитель один. Кто-то считает, что сами ученики должны это делать (хотя что знает 7-летка про обучение по сравнению с учителем, который (которая) проучился уже около 15 лет?). Один из популярных ответов – «у учителей низкая зарплата». Но вопрос-то не о зарплате, хотя за что платить деньги, если из всего класса только 1-2 ученика уверенно знают, что такое «частное»? Да и то – заслуга учителя в знаниях этих 2 учеников очень спорная… Может быть один ученик просто маленький гений, а со вторым позанималась мудрая бабушка.


И всё же: как надо учиться, чтобы не было мучительно больно? Чтобы не было время потрачено впустую на ненужную учёбу, а не на игры, развлекаловки и прочие прелести детства, про которые так много говорят некоторые взрослые, которые боятся лишить ребёнка «детства»?


Это правда, что школьные предметы (и даже предметы в университетах!) часто сильно перегружены данными. Например, скольким ученикам пригодятся в жизни знания из математики о производных и интегралах? Они не нужны даже очень многим инженерам и учёным… А подробные данные о строении и разнице круглых и кольчатых червей? Я просто уверен, что врачи, избавляющие больных от червей-паразитов, не используют данные из учебника биологии 8 класса. Сколько же у вас есть знакомых, кто работает с червями и продолжает нуждаться в знаниях их внутренностей? У меня – ни одного, хотя очень много знакомых биологов из академических институтов!


Современная школа должна значительно приблизить свою программу к нуждам и потребностям реальной жизни, чтобы с чистой совестью требовать от учеников 100% знания школьных предметов.


Со стороны учеников очень желательна реальная жажда знаний и стремление изучить всё что дают в школе. Очень редко кто из учеников точно знает область своих интересов и точную будущую профессию. Часто дети мечтают об одной профессии, а потом находят удовольствие и интерес совсем в непохожей работе. Я уж не говорю о тех многих, кому приходится работать там, куда его забросила жизнь, или судьба, или карма, или горе и чей-то произвол.


Хорошие и уверенные знания точных наук, основ биологии, знание других языков вполне могут пригодиться через 20 лет после окончания школы. Так что те 10-15 лет, которые отводятся на обучение, желательно провести с пользой, чтобы не требовалось тратить ещё пару лет на переизучение во взрослой жизни того, что можно было усвоить в школе. При прочих равных условиях больше возможностей у того, кто лучше разбирается в полезном деле.


И даже перегруженную школьную программу вполне можно изучить с целью полностью понять и научиться применять к жизни. Груз настоящих знаний не тяготит. Если вы умеете управлять велосипедом или умеете что-то ещё – решать уравнения, выращивать горох, писать стихи – вряд ли просыпаетесь в поту с мыслью, что вдруг вы это забыли. Вам не приходится думать – куда переписать в памяти своё умение ездить на велосипеде, чтобы записать новое нужное в жизни умение!


Единственное требование – надо научиться что-то делать реально уверенно, и тогда вы легко вспомните этот навык даже после нескольких лет перерыва. Вот это и есть второй способ стать отличником – изучать что-то с целью применения в жизни! Изучать и отрабатывать практические навыки до полной уверенности, знать все понятия в изучаемых науках так же уверенно, как вы знаете слова «кока-кола», «стул», «стол», которые вы никогда не забудете и не спутаете с другими понятиями и словами.


И тут есть ещё один подводный камень! Даже не камень, а огромный скрытый подводный риф – если вы чего-то не поняли в обучении, или недопоняли, или не захотели разобраться, или просто поленились – это может привести к серьёзным проблемам! Одно слово, которое вы не поняли, по воздействию напоминает щелчок в лоб. Но когда непонятые слова из математики, литературы, биологии, иностранного языка и любых других источников – интернета, газет, телепередач, разговоров вокруг – накапливаются, это уже как тысячи щелчков! И их действие уже очень заметно!


Вы можете вспомнить множество примеров из своей жизни, когда те, кто плохо понимал предметы в школе, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, имеют низких доход, болеют, пьянствуют, ругаются, склонны к преступлениям. Редко кто из бывших отличников к такому скатывается, и редко кто из плохих учеников поднимается на вершину успеха. Сюда можно добавить также менее важные вещи – постоянное плохое настроение, замедленная реакция, лень, нервозность, головная боль. Это тоже спутники непонятых, недопонятых и невыученных уроков!


Станьте профессионалом во всех предметах, которые вам приходится изучать. Может одним из них вы станете заниматься в будущем, может быть в жизни столкнётесь с необходимостью разобраться подробнее в том, что вы изучали в школе. Может дети вас о чём-то спросят, может в книге или газете о чём-то услышите, что вы уже хорошо поняли в школе. Не зря же одни из самых популярных передач на телевидении – программы на знание чего-то: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и многие другие.


Успехов вам в учёбе и в жизни!


По идее студенты должны уметь учиться самостоятельно. Ведь это же высшее учебное заведение! По ИДЕЕ...


Но во-первых, кто и где УЧИЛ их УЧИТЬСЯ? Меня, например, вместе с однокурсниками только на третьем курсе за 3-4 часа ознакомили с тем, как пользоваться библиотечными фондами, каталогами, научными и реферативными журналами и кратко рассказали об авторских правах. Для меня это были почти самые важные данные из всего университетского курса! Их я постоянно использовал в жизни, в отличие от 90% научных фактов, которыми было забито 90% учебного времени. Какую-то часть из них я до сих пор отлично знаю, да вот так и не пришлось это использовать в жизни. Хотя мне уже очень много лет!


Во-вторых, студенты в большинстве - свежие выпускники школы. Как показало недавнее тестирование первокурсников - 60% из них не смогли решить решить задачи уровня ЕГЭ, когда у них проверили знания. И значит, их школьные проблемы теперь перекочевали в ВУЗ. Не говоря уже про тех студентов, у которых прошло какое-то время после окончания школы. У них стало ещё больше пробелов, чем было в школе. (Я не говорю про редкие исключения - вряд ли они на этот сайт зайдут! У них не должно быть никаких проблем!)


ВУЗ должен давать знания более высокого уровня. Но реально по программе часто заново проходят данные, которые уже давали в школе, конечно, добавляют кое-что, с большим объёмом математики (для физики), но даже на этой школьной части студенты могут получить неуд на экзамене. И если репетитор по высшей математике будет разбираться только с текущими проблемами, или индивидуально перечитывать предмет студенту - успеха не будет большого. В ВУЗе не проводят коррекцию знаний студента - он сам это делает, по мере своих способностей и умений. У многих это не выходит достаточно хорошо. Ведь этому не учат в школе. Этому обучаются на своём опыте!



А преподаватели могут только оценить знания - отл., уд, неуд. Кто-то видел, как пробелы студентов преподаватели исправляли? Это дело студентов! В ВУЗе все занятия - коллективные, только экзамены - индивидуальные... А на семинарах отвечают единицы и не дай бог ответить неверно - однокурсники на смех поднимут, а преподаватель на заметку возьмёт, как потенциального неуспевающего.


Именно в этом главное отличие меня как репетитора по высшей математике - я нахожу пробелы в знаниях не выборочно, как на экзамене, а систематически (начиная с самых основ математики) и тут же их ИСПРАВЛЯЮ. Ведь студент с этими пробелами живёт уже много лет и до сих пор они сохранились! В итоге вся математика становится простой и понятной для студента и он может самостоятельно продолжать грызть гранит науки дальше. Уже без моей помощи.


Самое интересное, что по моей системе получается убрать пробелы обычно за одно (редко за 2 и более) занятия. Всего за 2 часа. Студенты довольно много знают и умеют со школы, но редко кто знает на 100%. Ведь их пробелы никто никогда не искал систематически и тем более не исправлял. Просто аккуратно заносили их оценки за контрольные в табель. (На уроке русского языка у нас была "работа над ошибками", а на математике я не помню такой практики!)


Из практики моей как репетитора по высшей математике: звонит студент почти в истерике: "До экзамена 10 дней, а я ничего не знаю!". Приезжаю, начинаем расчищать пробелы и непонимания. Через полтора часа он просматривает программу экзамена и с удивлением говорит "Это знаю, это знаю,... Всё понятно!"


Так что обращайтесь! Тот подход, который я применяю, к огромному сожалению, неизвестен в школах и ВУЗах, неизвестен репетиторам, преподавателям и студентам. Это систематическая коррекция навыков и знаний. С чётким конечным результатом - навыком, закреплённым на всю жизнь. В результате достигается полная прозрачность материала и прошлые трудности исчезают и больше не влияют на процесс учёбы.


"Мне очень понравилась консультация по высшей математике. Очень своеобразный подход к обучению, если бы преподаватели преподавали в ВУЗах так, как здесь, то все бы сдавали экзамены только на «5»".

Анна Л., студентка-заочница


Я ГОТОВ ВАМ ПОМОЧЬ В ПОНИМАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ!

 

   Попробую сформулировать ожидания и требования к репетитору по английскому языку:

 

    • репетитор по английскому языку должен в совершенстве знать английский язык,

 

    • он должен иметь совершенное произношение,

 

    • должен быть носителем языка, должен иметь учёную степень,

 

  • у хорошего репетитора должено быть много учеников, поступивших в МГИМО.

 

Эти идеи я взял из объявлений разных школ и репетиторов английского языка. За эти качества берут дополнительную оплату. Иногда очень большую.

 

Я профессиональный репетитор. Английский язык - моя вторая специальность. Я по образованию - учёный естественных наук. но мне пришлось много переводить для своей работы, потом я два года переводил статьи для журналов,  4 года обучался и работал в США. Там меня понимали, хвалили произношение и у меня не было больших трудностей в общении. Но я точно не подхожу под перечисленные мной выше "требования" к репетитору по английскому языку.

 

Тем не менее я очень успешно помогаю школьникам и студентам улучшать английский язык как репетитор. У моих учеников стабильно улучшаются оценки, их приглашают на олимпиады по английскому языку.

 

Надо ли репетитору по английскому языку в совершенстве знать английский язык? Статистические исследования показывают, что "человек с улицы" использует в речи около 3000 слов. Как раз столько дают в обычном школьном курсе! Но знают ли их школьники? Я в школе знал и легко сдал экзамен на 5. Потом на практике добавил ещё много-много слов и сейчас читаю по-английски, практически не заглядывая в словарь. Сам я не считаю, что знаю английский язык в совершенстве и продолжаю улучшать свой английский, увеличивать словарный запас понемногу.

 

Должен ли репетитор по английскому языку иметь совершенное произношение? И какое произношение будет считаться совершенным? В мире много разновидностей английского - английский английский, американский английский, испанский английский, арабский английский, французский английский и есть русский английский :) (последнюю разновидность я стараюсь вытравливать у своих учеников - это когда "три" произносят "из скромности" как "фри", что означает "бесплатный, свободный" и т.п.). Я в США реально наблюдал все эти разновидности. И люди как-то понимают друг друга! Надо ли вашему ребёнку "чистое" оксфордское произношение?


Я видел ученицу спецшколы с отличным произношением, которая при этом СОВЕРШЕННО не понимала текст, который читала! С ней много занимался репетитор по английскому языку! :-)


Кстати, чтение на оценку - абсолютно непрактичный навык, которому очень много внимания уделяется в нашей школе, в том числе на уроках русского языка. Он важен только для дикторов и спикеров, которые по бумажке читают! Какой процент учеников станут дикторами? А читать правильно по-английски можно только в том случае, когда точно знаешь все слова в тексте, так как в английском языке написание слишком часто никак с произношением не связано. Но в наших школах дети продолжают и продолжают механически читать вслух по бумажке на уроках и экзаменах!

 

На мой взгляд, вопрос с произношением можно решить так - приобрести электронный словарь, в котором есть функция звукового воспроизведения слов. Такие есть в продаже! Там слова произносятся дикторами и можно сравнить с ними своё произношение. В жизни тонкости произношения могут отличаться от транскрипции. В Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анжелесе говорят слегка по-разному, но в словарях записано более-менее стандартное произношение.

 

Мой секрет как репетитора по английскому языку - в знании работающей технологии обучения, настойчивости и, как ни странно, практическом знании грамматики РУССКОГО языка и умении привести учеников к пониманию грамматических понятий, которые, по счастью, в русском и английском языках во многом близки. (Часто дети не понимают что такое "СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ", а репетитор английского языка не будет это объяснять, так как это проходили во 2 классе на уроке русского языка!)

 
Я не берусь подготовить ученика к работе в качестве "агента на вражеской территории", чтобы его приняли за своего в Оксфорде. Но твёрдое знание, хорошее настроение и уверенность на занятиях, а также способность изучать язык далее без моей помощи - это то к чему я стремлюсь.


Кстати, негативное влияние НЕВЫУЧЕННОГО английского языка совершенно недооценивается! Если за весь школьный курс на математике дают около 100 терминов, то только за год на уроках английского языка дают 300-400 слов. И не случайно как раз с появлением иностранного языка происходит общее заметное падение успеваемости, ухудшение здоровья школьников и уменьшение их жизненной активности. Особенно это касается слабоуспевающих. Причём, если раньше это было обычно в 5 классе, и этот скачёк был заметнее, то сейчас иностранный язык начинают учить уже во втором классе, так что эти проблема маскируется.

Спросите учителей английского - какой процент учеников знает программу своего класса на 100%!  Единицы!
Я вспоминаю случай, который произошёл со мной во время отдыха в Турции: на входе в отеле я увидел молодых супругов, с которыми сдружились на пляже. Они были растеряны. Оказалось, что рецепшионист им никак не мог дать ключ от их номера. Я им говорю - назовите ему по-английски три цифры вашего номера и всё! Они мне отвечают, что уже по-всякому ему говорили, а он им даёт другие номера! Я узнал у них номер и сказал по-английски турку-рецепшионисту. Он сразу дал нужный. В чём прикол? Молодая пара учила английский в школе и потом ещё года три в институтах, но не они вдвоём не смогли назвать по английски ТРИ ЦИФРЫ, чтобы их поняли! А что бы сказали школьные троешники?

Важна ли для репетитора по английскому языку учёная степень? Я большую часть занятия добиваюсь, чтобы ученик твёрдо усвоил те слова, которые они проходят на уроках. Скорость усвоения зависит от способностей ученика. В школе часто не добиваются именно ЗНАНИЯ слов (написал диктант на любую оценку - и всё! Больше это слово проверять не будут).


Но ведь язык надо ЗНАТЬ, и знать всю жизнь! И это единственный способ не потерять впустую время на его изучение! А если чуть-чуть недоучить - слово "вылетает" из памяти. Если же "переучить", то это нудно и скучно. Я точно ЗНАЮ как увидеть момент, когда слово стало для ученика родным, знаю - как это можно проверить, поэтому не трачу время на уроке на заучивание уже хорошо известного ученику.


И хотя я применяю всякие "трюки" (и игры в том числе), способность усваивать слова у каждого человека своя (и хотя она тренируется, но на её улучшение нужно время). Некоторые ученики за час могут усвоить всего 10 слов. В этом случае и британское происхождение и учёные степени репетитора по английскому языку абсолютно бессильны!

 

На первом же занятии я, общаясь с учеником, добиваюсь, чтобы он ДЛЯ СЕБЯ решил - зачем ему нужен язык. Иначе усилия репетитора по английскому языку, родителей и самого ребёнка просто пропадут. (Вспомните, как вы учили что-то для того, чтобы сдать экзамен или написать контрольную! Сразу после экзамена весь этот материал был заброшен в самую далёкую кладовую памяти! Помните вы это прямо сейчас? Далеко не всегда! Интересно, что усилий для того, чтобы помнить всю жизнь надо не больше, чем на то, что бы запомнить на 30 минут. Результат только ОЧЕНЬ разный!) У репетитора по английскому языку хотя бы оплата за занятия останется...

 

Ещё одно моё обязательное действие, как репетитора по английскому языку - проверка знания английского алфавита. Его заучивают на уроках, но часто только в виде песенки. Когда я прошу ученика назвать любую букву в середине, часто дети начинают весь алфавит перебирать. Это та мелочь, которая тормозит изучение языка. Надо ВСЕ буквы английские знать как родные - и как они назывются, и какие звуки передают. Я такое незнание исправляю в первую очередь. Познакомьтесь с моими видео с тренировками алфавитов - вы значительно облегчите учёбу для своих детей. Почему-то мимо этой "МЕЛОЧИ" проходят большинство учителей и репетиторов по английскому языку.

 

 МЫ МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ В ОБУЧЕНИИ!

Про подготовку к ЕГЭ сейчас много пишут и говорят, много беспокоятся - заранее и прямо перед самим экзаменом.


Про ЕГЭ пишут много критических вещей, на ЕГЭ подают в суд. На мой взгляд, ЕГЭ по математике довольно адекватно показывает уровень подготовки учеников. При этом явно видно, что в целом по стране этот уровень ниже плинтуса! Вот за это, может быть, ЕГЭ и не любят многие... Хотелось бы верить, что наша школа, глядя на результаты ЕГЭ, начнёт заботиться наконец о реальном уровне подготовки учеников, а не кичиться большим объёмом данных в учебниках, якобы нужных для успеха в современном мире.


Вряд ли во всей России найдётся хоть один школьник на 100% знающий ВСЮ школьную программу. Да, впрочем, если во всей России найдётся кто-нибудь, РЕАЛЬНО знающий ВСЕ факты из школьных учебников по ВСЕМ предметам - я с огромным уважением пожму руку этому новому Ломоносову!


Но вернёмся к подготовке к ЕГЭ. О необходимости хорошего образования для успеха в жизни сейчас много говорить не требуется. ЕГЭ может стать на этом пути преградой. Подготовкой к ЕГЭ по-хорошему должно быть ВСЁ время обучения в школе. Но у 95% учеников такого не получается по причинам, открытым всего лишь несколько лет назад и до сих пор неизвестным школьным учителям, к сожалению. Количество пробелов у них колеблется от 15 до 85% школьного материала.


Интенсивная подготовка к ЕГЭ в последний год может дать хороший эффект. А если вести подготовку к ЕГЭ с использованием разработанных мной методов коррекции знаний, то результат можно резко улучшить даже за один месяц подготовки. Дополнительным эффектом такой подготовки будет большая уверенность в своих силах и просто улучшенное настроение ученика.


И даже для тех кто готовился сам и уверен в знаниях можно дать несколько советов для того, чтобы до минимума уменьшить риск низкой оценки при том же уровне подготовки. Советы можно применять и вообще в жизни. Я как раз по ним живу всегда.


Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ по математике



1) Выспитесь перед экзаменом. И высыпайтесь по крайней мере три дня до него. А лучше вообще во время экзаменов высыпаться и соблюдать нормальный режим дня.

2) Хорошо поешьте. Желательно белковую пищу. Сказки про сахар, необходимый для работы мозга - это реклама.

3) Выпейте сбалансированный комплект витаминов утром перед экзаменом. Пить хорошие витамины во всё время подготовки - отличная поддержка для организма!

4) На экзамене при решении задач записывайте все промежуточные выкладки. Не делайте по нескольку действий в уме. (Сколько бы не говорили учителя в течение 11 лет школы, что надо уметь считать в уме - это НЕ ГЛАВНОЕ на ПИСЬМЕННОМ экзамене!!!). Для проверки вычислений, сделанных в уме, вам придётся снова их в уме же и произвести, а это двойная работа.

5) АККУРАТНО записывайте все вычисления. Во-первых, аккуратно записанные вычисления легко проверить. Во-вторых, если вы будете делать громоздкие вычисления в уме, у вас быстро "закипят" мозги и сильно снизится работоспособность. А экзамен идёт 4 часа и желательно до его конца сохранить свежесть и бодрость.

6) Я в своё время записывал на листочке черновика что-то типа справочника для себя: степени числа 2 до десятой степени включительно, значения табличных синусов-косинусов. Но делал это только тогда, когда это встречалось в задании! Не надо выписывать ВСЕ свои знания заранее. Они могут не встретиться в экзамене. :) но если встречались степени чисел 3,4 или любого другого числа, то я их аккуратно вычислял на этом же листке.

7) Волнение на экзамене естественно, но не надо себя "накачивать"! В конце концов жизнь - это немного другой экзамен и он будет длиться у вас ещё много-много лет. И скорее всего про оценку за этот ЕГЭ уже через год никто вас не спросит. Разве что дети ваши поинтересуются, когда им такое же выпадет. Лучшее настроение - рабочее: вам надо сделать хорошую работу, показать всё, что умеете и постараться сделать даже больше обычного.

8) Если что-то не выходит - попробуйте применить другой метод, вспомнить альтернативный подход. Многие задачи решаются несколькими способами. При правильном решении ответы будут одинаковыми.

9) Помните - ВСЕ задачи на экзамене ИМЕЮТ решение! (В отличие от жизни! :) Там не все задачи можно решить...) Поэтому прикиньте - какой мог бы быть ответ.

10) Метод перебора решений (когда подставляют в уравнение конкретные числа и смотрят - верно равенство или нет) - это СТРОГИЙ математический метод! Но... только ЕСЛИ вы докажете, что нашли ВСЕ решения. В ЕГЭ бывают задачи и уравнения, которые можно быстро решить ТОЛЬКО подбором, тогда как другим способом на это может уйти полчаса и больше, к тому же вы можете ошибиться и запутаться. Просто прикиньте - изучали ли вы такие уравнения? Если нет, то это задача на сообразительность, но всегда в рамках школьной программы! Вспомните все свойства того, что вы видите в задаче, все ограничения, которые на это накладываются; нарисуйте график для этого уравнения; картинку, которая наглядно покажет вам - что же это такое. Например, по графику будет видно, что точка пересечения может быть только одна, а по логике значения могут быть только целыми. Подставляете 1, 2, 3,... в уравнения, находите подходящее, пишите в ответ в части В, а для части С надо приписать, что согласно прилагаемому графику, решение единственное, если оно существует, и мы его нашли.

11) Если задача не решается с ходу, перейдите к следующей! Когда вы сделаете всё, что можно без напряга - беритесь за то, что потруднее. Не кипятите мозги над сложными для вас задачами в начале экзамена - потом у вас могут из-за усталости не решиться простые для вас задачи. Или с большей вероятностью допустите глупые промахи.

12) Когда все средства испробовали, а решения не нашли - вообразите себя Эйнштейном, посмотрите на эту школьную фигню свысока и найдите простое решение. У Эйнштейна оценки в школе, насколько я знаю, были не блестящие.

Ну, и если откровенно - жизнь на экзамене ЕГЭ не заканчивается! Так что можно будет много раз её изменить по своему желанию независимо от оценки на ЕГЭ.


Успехов вам на экзаменах и в жизни!


Видеоуроки в интернете

 

Понятные, наглядные и небольшие видео с объяснением ключевых понятий школьных предметов...

Смотреть ещё

Быстрый тест

Можно ли быстро (за пару минут) определить насколько ученик (или студент) готов к экзамену? Много ли у него пробелов и непонятых тем?..

Смотреть ещё

Смех и горе от образования

Про школу, учеников, студентов и преподавателей очень много шутят и не только шутят. Здесь некоторые истории, близкие к теме этого сайта...

Смотреть ещё

Контакты и репетиторы

 

  Как выбрать компетентного специалиста, который будет не просто проводить за ваши деньги время с ребёнком, пересказывая ему учебник, а который сможет быстро восстановить понимание учеником предмета.


Смотреть ещё

Сказание о великом и могучем принципе постепенности.


    Постепенность – «известный ВСЕМ принцип»! Кажется, что там уже нет ничего неизвестного, всё просто и понятно – «это для первоклашек»! Одна проблема – именно из-за НЕПРИМЕНЕНИЯ принципа постепенности ученики имеют такие ужасно низкие оценки на ЕГЭ. Его «простота» очень обманчива. Мои потрясающие результаты как репетитора объясняются в основном компетентным применением Великого и Могучего Принципа Постепенности. Если вы потратите несколько минут на чтение этой статьи, то, возможно, в результате сможете добиваться успеха в тех областях, в которых до этого у вас были трудности, причину которых вы не знали...


    Смотреть ещё

Идеальная картина для образования. Что бы я хотел от школы.

Чтобы попасть в цель - надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат - его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно - что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы об кардинальном изменении в школе - идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них ЦЕЛЬНОЙ картины - всё распадается на камешки мозаики. А то что я могу понять далеко не всё встречает у меня согласие.

Смотреть ещё

Как улучшить счёт и чтение в начальной школе

У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на ВРАЧЕЙ - на логопедов. Это современная мода выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка. Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и подробнее желающие могут познакомиться с ней на этом сайте.

Смотреть ещё

Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ

Про подготовку к ЕГЭ сейчас много пишут и говорят, много беспокоятся - заранее и прямо перед самим экзаменом.

Про ЕГЭ пишут много критических вещей, на ЕГЭ подают в суд. На мой взгляд, ЕГЭ по математике довольно адекватно показывает уровень подготовки учеников. При этом явно видно, что в целом по стране этот уровень ниже плинтуса! Вот за это, может быть, ЕГЭ и не любят многие... Хотелось бы верить, что наша школа, глядя на результаты ЕГЭ, начнёт заботиться наконец о реальном уровне подготовки учеников...

Смотреть ещё