Игорь Казаринов

Репетитор-эксперт по математике, геометрии, физике, химии

Москва, Ивантеевка тел. 7(968)812-7068

 

Такой вопрос занимает многих. К несчастью, у многих родителей подход к этому психологический, павловский (Павлов - русский академик, знаменитый своими опытами с собаками). И я часто видел разные способы выдрессировать ребёнка: от подкупа шоколадками и игрушками, до насилия - физического и морального. Сюда же относится выработка командного способа управления ребёнком ("Стой там, иди сюда!"). И даже если кому-то удаётся заставить ребёнка сдаться и подчиниться, это пиррова победа. Люди вообще и дети в частности НИЧЕГО не забывают, что бы ни говорили они сами об этом. Они отыграются на обидчике, когда он будет спать или на его вещах, когда он будет отсутствовать. В крайнем случае - они всё равно вырастут и "мстя" их будет страшна. Это как в физике - чем сильнее вы сжимаете пружину, тем сильнее она ударит, когда вы её отпустите. Вы можете этому найти множество примеров в жизни.

Что же можно сделать, как разорвать этот порочный круг? Есть много разных мудрых советов про детей и про правильное воспитание. Я сегодня хочу дать один простой закон, который применим и к детям, и к взрослым, и к животным, и к организациям даже. Всемирно известный гуманитарий Рон Хаббард так сформулировал этот закон в сфере управления: "Поощряя высокие статистики, вы получаете высокие статистики, если вы поощряете низкие статитики - вы получаете низкие статистики". Это просто.

Предлагаю вам посмотреть этот весёлый ролик: 

 


Его легко объяснить с помощью этого закона. В чём тут поощрение? Умельцы заставили мёртвую мусорку издавать прикольный звук каждый раз, когда кто-то использовал её ПО НАЗНАЧЕНИЮ! И что мы видим? Заинтересованные люди побросали в мусорку не только свой мусор, но они подбирали чужой мусор, брошенный рядом, и тоже отправляли его в НУЖНОЕ место в надежде получить ещё одно подтверждение своей правоте. И КАЖДЫЙ раз они его ПОЛУЧАЛИ. Мусор выбрасывался с энтузиазмом! Предположим, такое устройство разместили бы над клумбой. Что бы мы увидели в результате? Когда кто-нибудь увидел такое подтверждение, то клумбу быстро закидали бы мусором. Конечно, воспитанные люди не бросали бы много, а самые невоспитанные, получая подтверждение запрещённым обычно действиям, приложили бы ОГРОМНЫЕ усилия.

Указанный закон можно применять миллионами способов. Вы можете его разъяснить ребёнку - даже дети легко понимают его суть! - и договориться с ним: что будет считаться хорошим (высокими статистиками), а что плохим. Не стоит составлять "прейскурант" на действия ребёнка типа: выносишь мусор - получаешь шоколадку. Это всё же больше напоминает дрессуру с помощью "пряника". Но отметить хорошее надо всегда. Это надо делать искренне. Дети легко чувствуют фальш. А вот на плохое не стоит обращать много внимания. Человек в основе своей хороший и если ребёнок делает что-то неправильно, то часто по незнанию. Если вы скажете ему про это, он уже сильно расстроится, а если вы раздуете из мухи слона, то в соответствии с законом вы "поощрите" плохие вещи - и вы ИХ и получите снова. Например, часто можно видеть как дети закатывают истерики или визг, а родители пытаются с этим что-то сделать. Это происходит ТОЛЬКО потому, что в какой-то момент родители наглядно показали ребёнку, что если он будет кричать, очень громко и противно, то в конце концов, даже получив шлепков и прочего, ребёнок получит своё. То есть родители поощрили ТАКОЕ поведение и теперь они будут его получать очень часто.

У меня дети никогда истерики не закатывали. как я теперь понимаю, я интуитивно действовал правильно. Во-первых, как только дети начинали плакать, я просто выяснял причину и справлялся как можно быстрее. Дети плачут, если что-то невозможно для них и они не могут справиться, устали, голодны, обижены, ушиблись. И это долг родителя помочь ребёнку справится с проблемой как можно быстрее. Если ребёнок будет долго плакать, он успеет вспомнить и другие прошлые рассройства и будет плакать уже и от них. Самое лучшее - просто спросить : "О чём ты плачешь?" обычно ребёнок рассказывает и успокаивается. Но если и после этого будет плакать, то надо спросить: "А сейчас о чём плачешь?" (Этот способ описан в брошюре Рона Хаббарда "Дети", там есть и многие другие интересные данные о детях). Как я сейчас понимаю, такие мои действия просто привели к тому, что плакать для моих детей не было привычным занятием.

И второй способ, который я практиковал (но уже с чужими детьми, с моими он не нужен был): как только я видел, что ребёнок капризничает и хнычет, чтобы что-то получить от мамы, я спокойно говорил ему: "Ты не правильно делаешь!" дети сразу перествавали хныкать и спрашивали: "Почему неправильно?" (это ясно показывает, что хныканье-то под полным их контролем! ;-) ) Тут я говорил: "Сейчас расскажу как надо делать!"
- Как?
- Давай сделаем так: ложись на спину. Молодец! Теперь начинай колотить руками и ногами по полу. Вот так! А теперь самым противным и громким голосом кричи: "Хачу ма-аши-и-и-инку-у-у!" Вот-вот, правильно!

Если ребёнок продолжал хныкать как раньше, я ему говорил: "Видишь - не помогает, давай, делай как я сказал. Вот-вот! сильнее колоти руками! Вот! Так! И кричи громче! Да. И противнее!" Срабатывало хорошо. Всегда. Если бы родители так делали, думаю ситуация быстро бы исчезла. Просто я не раздражался , ни ругал ребёнка, не "поощрял" своим расстройством его хныканье. Не "кормил" его своим гневом. Ведь для этого и закатывают истерики, чтобы заставить выйти из себя. А потом родители "оправдываются" перед ребёнком и задабривают его. Это прекрасно работающий "механизм", который понятен даже детям.

Итак, поощряйте всё хорошее в ребёнке, в его действиях, скажите ему "спасибо" за любую услугу, "мамин помощник!", "вот молодец!", найдите силы в себе, даже если вы смертельно устали, улыбнуться ему. И не обращайте внимания на истерики (если вдруг они уже стали правилом - это с раннего детства прививается, но всегда можно это исправить!) - это надо реально спокойно воспинимать, переводить в шутку. И объяснить ребёнку принцип поощрения. И ВСЕГДА ему следовать. Спокойно, но твёрдо. Может, первое время будет трудно, но цель - способный, здоровый и не капризный ребёнок, который помогает родителям - стоит усилий!

О начальном образовании - верх

У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на ВРАЧЕЙ - на логопедов. Это современная мода выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка. Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и подробнее желающие могут познакомиться с ней на этом сайте.

Сейчас в начальной школе часто проводят теститрование на скорость чтения. При этом мало учитывается понимание и дети привыкают громко и выразительно читать что-то механически и без понимания - как роботы. На мой взгляд, это просто вредная практика. Я видел на доске результатов в первом классе, в котором учился мой сын такие цифры скорости чтения, что когда я сам попробовал читать с такой скоростью, то ничего в голове не оставалось. А я быстро читаю. У моего сына скорость чтения была далеко не самой высокой в классе, но когда я спросил учительницу, она сказала: "ЗАТО он ВСЁ понимает, когда читает". Меня это полностью устроило. Но тогда что получается с другой стороны - раз учительница ВЫДЕЛИЛА понимание прочитанного у моего сына, значит у кого-то этого понимания при чтении НЕ БЫЛО. А скорость чтения была у всех определена.

Только хорошо изучив технологию обучения Рона Хаббарда я узнал и понял, как можно исправить у детей эту ситуацию с проблемами чтения. И я стал это успешно делать.

В современной начальной школе, по-моему, гораздо меньше внимания уделяется ЗНАНИЮ алфавита, чем раньше. Доходит до того, что у детей ПЕРЕД первым классом проверяют навыки чтения и выходит, что школа снимает с себя ответственность за обучение чтению!

Подумайте: как может ребёнок быстро читать и понимать написанное, если он узнаёт буквы Х,Ц или Щ через 3 секунды после того как их ему показать? НИКАК! Он будет вместо этих букв произносить всё что угодно, а его будут поправлять, но никто его не проверит его знание алфавита.

Я пришёл заниматься к одной девочке: четвёртый класс, медленно читает... Я сразу спросил у неё алфавит - начало алфавита она хорошо знала, а после буквы К - уже плохо. 40 минут я с ней тренировал знание алфавита, в основном последней трети алфавита (эти буквы редко встречаются!). После этого проверил скорость чтения. Она выросла в 2 раза!

Другой случай: ученик 7 (!!!) класса спотыкался при чтении. Я спросил у него про алфавит - он весело отвечает: "Я его никогда не заучивал!" Я начал с ним тренировать алфавит. Тренировали 40 минут - это надо было видеть! Его лицо перекашивало, брови дёргались, плечи двигались, как будто он физическим трудом занимался! Как сейчас говорят - его крючило и колбасило. Через 40 минут он начинал отвечать уверенно, быстро и без подёргиваний. После этой тренировки он читал уже не спотыкаясь. А ведь у него со второго класса был ещё английский язык, а с 5-го - немецкий! Представляете - сколько проблем с чтением у него было много лет? Буквы-то многие похожи по написанию латинские с русскими!

Так что, дорогие родители и учителя, бабушки и дедушки! Если у вашего ребёнка, внука или ученика есть проблемы с чтением - не бегите на поиск ультрамодных техник "быстрого чтения", поверьте сначала - знает ли ученик АЛФАВИТ! Ученики должны знать алфавит не просто как песненку (как это на английском часто учат!) или как стихотворение - наизусть. Попросите их прочитать алфавит С КОНЦА. Вы увидите РЕАЛЬНОЕ знание. Покажите ребёнку какую-нибудь букву. И если он хотя бы на секунду задумывается - это уже плохо. Для быстрого и уверенного чтения ВСЕ БУКВЫ НАДО УЗНАВАТЬ МГНОВЕННО!

Обращайтесь к репетиторам Прикладного образования - есть и другие подводные камни в обучении, про которые не получится рассказать в интернет-статье. Познакомьтесь сами с открытиями Рона Хаббарда в области обучения - вы значительно облегчите учёбу для своих детей, и они смогут на 100% использовать шанс для достижения успеха в жизни, который им даёт образование.


Видеоуроки в интернете

 

Понятные, наглядные и небольшие видео с объяснением ключевых понятий школьных предметов...

Смотреть ещё

Быстрый тест

Можно ли быстро (за пару минут) определить насколько ученик (или студент) готов к экзамену? Много ли у него пробелов и непонятых тем?..

Смотреть ещё

Прикладное образование

"Прикладное образование" - это и название большой международной организации, и суть того, что она предлагает. "Прикладное" - значит такое, которое можно приложить, применить в реальной жизни...


Смотреть ещё

Смех и горе от образования

Про школу, учеников, студентов и преподавателей очень много шутят и не только шутят. Здесь некоторые истории, близкие к теме этого сайта...

Смотреть ещё

Контакты и репетиторы

 

  Как выбрать компетентного специалиста, который будет не просто проводить за ваши деньги время с ребёнком, пересказывая ему учебник, а который сможет быстро восстановить понимание учеником предмета.


Смотреть ещё

Сказание о великом и могучем принципе постепенности.


    Постепенность – «известный ВСЕМ принцип»! Кажется, что там уже нет ничего неизвестного, всё просто и понятно – «это для первоклашек»! Одна проблема – именно из-за НЕПРИМЕНЕНИЯ принципа постепенности ученики имеют такие ужасно низкие оценки на ЕГЭ. Его «простота» очень обманчива. Мои потрясающие результаты как репетитора объясняются в основном компетентным применением Великого и Могучего Принципа Постепенности. Если вы потратите несколько минут на чтение этой статьи, то, возможно, в результате сможете добиваться успеха в тех областях, в которых до этого у вас были трудности, причину которых вы не знали...


    Смотреть ещё

Идеальная картина для образования. Что бы я хотел от школы.

Чтобы попасть в цель - надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат - его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно - что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы об кардинальном изменении в школе - идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них ЦЕЛЬНОЙ картины - всё распадается на камешки мозаики. А то что я могу понять далеко не всё встречает у меня согласие.

Смотреть ещё

Как улучшить счёт и чтение в начальной школе

У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на ВРАЧЕЙ - на логопедов. Это современная мода выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка. Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и подробнее желающие могут познакомиться с ней на этом сайте.

Смотреть ещё

Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ

Про подготовку к ЕГЭ сейчас много пишут и говорят, много беспокоятся - заранее и прямо перед самим экзаменом.

Про ЕГЭ пишут много критических вещей, на ЕГЭ подают в суд. На мой взгляд, ЕГЭ по математике довольно адекватно показывает уровень подготовки учеников. При этом явно видно, что в целом по стране этот уровень ниже плинтуса! Вот за это, может быть, ЕГЭ и не любят многие... Хотелось бы верить, что наша школа, глядя на результаты ЕГЭ, начнёт заботиться наконец о реальном уровне подготовки учеников...

Смотреть ещё