Игорь Казаринов

Репетитор-эксперт по математике, геометрии, физике, химии

тел. 7(968)812-7068 (вотсап, вайбер, телеграм)

Сказание о Великом и Могучем Принципе Постепенности.

 

Постепенность — «известный всем принцип»! Кажется, что там уже нет ничего неизвестного, всё просто и понятно — «это для первоклашек»! Одна проблема — именно из-за неприменения принципа постепенности ученики имеют такие ужасно низкие оценки на ОГЭ, ЕГЭ, других экзаменах и контрольных. Его «простота» очень обманчива.

Мои отличные результаты в работе репетитора объясняются в основном компетентным применением Великого и Могучего Принципа Постепенности. Если вы познакомитесь внимательно с этой книгой и аккуратно примените упражнения из неё, то сможете добиться успеха в улучшении навыка чтения вашего ребёнка и получите инструмент для достижения результатов в тех областях, в которых до этого у вас были трудности, о причинах которых вы даже не догадывались.

Простые и понятные данные очень часто недооцениваются. Если мы возьмём строительство, то там жизнь с её неумолимыми законами физики давно заставила людей строго следовать принципу постепенности — строители на опыте выяснили, что, если не сделать хорошего фундамента, дом рухнет.

При обучении вождению основа — это умение трогаться с места, плавно отжимая сцепление (на машинах без автоматической коробки передач). И здесь мы уже можем наблюдать неполное применение принципа постепенности — очень часто ученика переводят к следующему действию, когда у него получится всего лишь несколько раз более-менее успешно заставить машину начать движение, а не тогда, когда он будет трогаться 100% уверенно.

В результате начинающие водители «доучиваются» уже на дороге, и мы наблюдаем «чайников», которые задерживают на светофоре всё движение, и которые, трогаясь на горке, умудряются ударить машину, стоящую сзади них.

В конце концов, начинающие водители, попав в получасовую пробку, могут потренировать этот важнейший навык. Так что оптимально было бы сразу потратить часик времени на отработку этого навыка до полного автоматизма (в пробке это будет стоить новичку больших нервов).

В области обучения этот принцип как будто применяется: учебники составлены от простого к сложному. Кажется, что тут принципу постепенности уделяют внимание.

Но откуда берутся молодые люди, которые читают с запинками в старших классах или не любят читать вообще? Ответ прост! Он чрезвычайно прост! Он настолько прост, что на него никто не смотрит — все эти вещи (и многие-многие другие!) происходят из-за нарушения Великого и Могучего Принципа Постепенности в обучении!

Я был — естественно, как и все окружающие — «хорошо знаком» с этим принципом!

Возьмём ситуацию из жизни: человек читает о построении конуры для собаки и не может её построить. Или смотрит инструкцию по сборке шкафа, а собранный им шкаф разваливается. И тому подобные вещи. Включая и чтение с ошибками, и неумение решать задачи по математике…

Вот несколько примеров: меня пригласили к девочке, которая в 3-м классе очень медленно читала. Следуя Великому и Могучему Принципу Постепенности, я стал проверять предыдущий навык — а какой навык перед чтением? Алфавит, азбука…

Может быть такое, что ребёнок в 3-м классе не знает алфавит? Может! Но это часто скрытое незнание, на которое никто не обращает внимания. Эта девочка бодро называла буквы первой части алфавита, а на второй половине начала спотыкаться.

Как вариант — дети бодро «шпарят» алфавит наизусть, но, когда я показывал такому ребёнку на какую-то букву (особенно из второй половины алфавита — Х, Ц, Щ), ребёнок или путался, или долго думал (а думать две секунды перед тем, как назвать букву — это уже очень долго!).

Каково же решение? Я тренирую алфавит с ребёнком до состояния, когда он узнаёт ВСЕ буквы мгновенно.

Всего через 40 минут такой тренировки девочка читала в два раза быстрее.

Ещё один пример на эту тему — я занимался с учеником 7 класса математикой и обратил внимание на то, что он спотыкался, когда читал условия задач. Я спросил у него про алфавит — он весело отвечает: «Я его никогда не заучивал!»

Я предложил ему потренировать алфавит. Тренировали мы с ним алфавит минут сорок. И это надо было видеть! Во время тренировки его лицо перекашивалось, брови дёргались, плечи двигались, как будто он физическим трудом занимался! Как сейчас говорят — его «крючило и колбасило». Через 40 минут он начинал отвечать уверенно, быстро и без подёргиваний.

После этой тренировки он читал уже не спотыкаясь. А ведь он со второго класса изучал ещё и английский язык, а с 5-го — немецкий! Представляете — сколько проблем с чтением на разных языках у него было много лет? Ведь многие латинские буквы пишутся также как русские, но произносятся совершенно по-другому!

И ученик должен сначала (в соответствии с Великим и Могучим Принципом Постепенности) 100% уверенно знать родной алфавит, а уж потом также уверенно знать алфавит другого языка. И он должен различать эти два алфавита.

Я снял ролики для тренировок трёх алфавитов по порядку и в разброс:

Русский алфавит https://youtu.be/XQDttlI35IE

Английский алфавит https://youtu.be/ioXOYwHwIXY

Латинский алфавит. Он есть в учебниках математики 4 класса. Но очень многие ученики его так и не выучили. Между тем, этот алфавит также используется в физике и химии, поэтому очень важно его знать! https://youtu.be/z6bIUV2Rhmo

Перейдём к математике — там ситуация мало отличается от ситуации с алфавитом. Нет, цифры я никогда не проверял у учеников! Может, иногда надо было это делать… Но их всего 10! И они вокруг нас и все используются с одинаковой частотой.

Но вот все самые первые понятия математики из первого-второго класса (или всё же арифметики? — уже забытое слово!) знают очень маленькое число не только учеников, а и вообще людей! Скажу прямо — за свою работу репетитором я не встретил ни одного человека, который уверенно знал все математические слова за первый и второй класс!

Наверняка есть такие учителя математики, кто будет исключением. Но они их повторяют и повторяют каждый день! Может быть и из учеников найдётся кто-то, кто знает, но мне такие ещё не попадались…

Для исправления этого я придумал простую и эффективную тренировку, она описана в моей брошюре «Вся математика за 1—5 класс просто и доходчиво». Также я снял много разных видео на этой основе для своего канала Ютуба.

Я проводил её всем без исключения ученикам — от первого класса до студентов ВУЗов — и все получали успехи. Понятно, что со студентами ВУЗов эта тренировка занимала 15 минут, но зато после этих 15 минут (и плюс часик на более сложные понятия!) они уже могли разобраться в высшей математике самостоятельно.

Ещё одно очевидное применение Великого и Могучего Принципа Постепенности в математике — это, конечно, таблица умножения! Но ведь перед ней должна быть таблица сложения!

Кто-то из читающих эту статью когда-то учил таблицу сложения? Таблицу вычитания? Таблицу деления? Или все уверены, что эти знания и навыки усваиваются со школьным молоком? Может не уверены — зачем это надо учить в век калькуляторов и компьютеров? Если так смотреть, то и читать уметь тоже уже не обязательно… Ведь сейчас есть аудио-книги, комиксы, видеофильмы на любой вкус и почти для любой книги. Как хорошо просмотреть комикс «Война и мир» за 15 минут! И уже не надо читать 4 тома…

Я могу высказать пару-тройку причин для того, чтобы хорошо знать сложение и умножение: первое — все школьные контрольные и ЕГЭ являются заданиями на время и там нельзя использовать калькуляторы. Малейшая ошибка — и задание не засчитывается. Умножил ученик 7 на 8, получил 54, записал «54» в ответ, и уже никого не интересует, насколько правильно он решал до этого. Вторая причина — быстрый и уверенный счёт оставит ученику больше времени на решение более сложных задач в контрольной или в ЕГЭ. И третья — это всё же часть общемировой культуры. Да и в жизни быстрый счёт может сэкономить вам время.

Один раз я на спор с учеником решил его домашнее задание на бумаге, пока он с калькулятором успел сделать только половину задания. Если ученик делает «домашку» по математике за час, то, уверенно считая, он справится за полчаса! А то и быстрее. Сколько же тогда можно выиграть за месяц? За год? За школу? За жизнь?

Получается, что пара часов потраченных на тренировку таблиц сложения, умножения и т. д. вернутся вам за неделю или за месяц, а дальше будет уже чистая «прибыль». Такая тренировка описана мной в брошюре «Вся математика за 1—5 классы просто и доходчиво». А на моём видео канале на Ютубе есть видео с этими тренировками по всем таблицам сложения, вычитания, умножения и деления.

Великий и Могучий Принцип Постепенности применим и в других областях жизни — например, в обучении танцам. В каждом танце есть свой основной шаг и пока человек не освоит этот шаг до автоматизма, пока он не будет спокойно и без ошибок танцевать основной шаг под музыку, у него будут трудности с освоением более сложных элементов.

И не надо думать, что на это потребуется слишком много времени — человек потратит намного больше времени, если будет перескакивать к более сложным действиям и путаться в них. Неприменение Великого и Могучего Принципа Постепенности — это основная причина неудач при изучении танцев, или игры на музыкальных инструментах, или работы на компьютере…

Посмотрите на свою жизнь: если у вас есть сложности в общении — поищите какие-то данные об общении, которые являются самыми начальными, и про которые вы, возможно не слышали.

Если не получается заработать достаточно — самое время найти начальные данные о работе или о деньгах.

Проблемы с детьми — может быть, вы не знаете что-то о детях?

Не получается избавиться от болезни? А вы точно уверены, что причиной болезни является то, что вы лечите?

Трудности с людьми, вы не понимаете почему люди себя так ведут — узнайте самые простые законы поведения людей.

Часто такие данные не очевидны, и в школах, ВУЗах и по телевидению про них никогда не говорили. Но такие данные должны быть — вся жизнь построена по Великому и Могучему Принципу Постепенности: в ней всегда есть самые простые законы, которые лежат в основе всего остального.

Примените Великий и Могучий Принцип Постепенности — ведь если вы знаете какое-то данное, но проблема не решается и продолжает существовать, значит вы либо просто не нашли правильное основное данное для этой проблемы (например, неправильный фундамент — как если бы вы пытались построить многоэтажку на фундаменте для гаража, или если изучаете поведение человека, наблюдая за крысами), либо вы не узнали всех главных данных о проблеме, либо не научились эти данные уверенно применять.

Попробуйте применить это знание в своей жизни! «Зри в корень», как говорил Козьма Прутков. Корень может быть глубоко в «земле», но он ВСЕГДА есть.

 

Вот некоторые истории успеха, которые написали мои ученики:


  «Мне сегодня очень понравилось занятие, потому что я многое вспомнила и поняла. Раньше мы с родителями сидели и долго разбирали задачи, ломали себе головы, но сегодня я многое поняла. Раньше я даже не заглядывала в словарь, чтобы посмотреть определения по геометрии, но сегодня с помощью Игоря Владиславовича разобрала все определения. Мне стало всё понятно. Спасибо!»
        Лера П., 7 класс.


 
«Большое, большое спасибо! Я очень многое смогла понять всего лишь за 2 часа. Это ЗДОРОВО!!!!!
  Спасибо!»

       Эльмира У., математика, 7 класс.


 
«На первом занятии я разобралась с формулами, поняла, как решать задачи, которые для меня были непонятны».
 
     Дарья Г., математика


 
«За 4 часа занятий по алгебре я усвоила материал, который практически не понимала раньше. Повторила забытый, но очень важный материал. И узнала много новых способов решения выражений. Огромное спасибо!»
 
     Алиса Н., 8 класс.


 
«Я узнал новый метод изучения математики. Он является очень простым и понятным способом».
 
     Юрий Д., 8 класс.

Больше отзывов >

Сказание о великом и могучем принципе постепенности.


    Постепенность – «известный ВСЕМ принцип»! Кажется, что там уже нет ничего неизвестного, всё просто и понятно – «это для первоклашек»! Одна проблема – именно из-за НЕПРИМЕНЕНИЯ принципа постепенности ученики имеют такие ужасно низкие оценки на ЕГЭ. Его «простота» очень обманчива. Мои потрясающие результаты как репетитора объясняются в основном компетентным применением Великого и Могучего Принципа Постепенности. Если вы потратите несколько минут на чтение этой статьи, то, возможно, в результате сможете добиваться успеха в тех областях, в которых до этого у вас были трудности, причину которых вы не знали...


    Смотреть ещё

Идеальная картина для образования. Что бы я хотел от школы.

Чтобы попасть в цель - надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат - его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно - что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы об кардинальном изменении в школе - идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них ЦЕЛЬНОЙ картины - всё распадается на камешки мозаики. А то что я могу понять далеко не всё встречает у меня согласие.

Смотреть ещё

Как улучшить счёт и чтение в начальной школе

У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на ВРАЧЕЙ - на логопедов. Это современная мода выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка. Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и подробнее желающие могут познакомиться с ней на этом сайте.

Смотреть ещё

Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ

Про подготовку к ЕГЭ сейчас много пишут и говорят, много беспокоятся - заранее и прямо перед самим экзаменом.

Про ЕГЭ пишут много критических вещей, на ЕГЭ подают в суд. На мой взгляд, ЕГЭ по математике довольно адекватно показывает уровень подготовки учеников. При этом явно видно, что в целом по стране этот уровень ниже плинтуса! Вот за это, может быть, ЕГЭ и не любят многие... Хотелось бы верить, что наша школа, глядя на результаты ЕГЭ, начнёт заботиться наконец о реальном уровне подготовки учеников...

Смотреть ещё