Print
Category: Идеальная картина образования
Hits: 546

Состояние системы образования сейчас вызывает много нареканий. И образование оставляет желать лучшего во всём мире. Если бы это не было так – многие страны не занимались бы переманиванием «мозгов», что мы наблюдаем сейчас.

Первое, что надо определить – какой продукт должна давать школа (и ВУЗы в некоторой степени тоже должны это выяснить). Под продуктом я понимаю нечто, обладающее определёнными характеристиками, на что есть спрос.

В советское время этот продукт был озвучен – от школы требовалось растить преданных коммунистов. Вторая часть «заказа» вслух не называлась – выпускники должны были беспрекословно следовать «линии» партии, её указаниям. Быть уверенными в верности доктрины и уметь её отстаивать. Школа и ВУЗы с заказом справлялись, хотя и не на 100%.

Не уверен, что в современных школьных учебниках истории про это что-то написано. Но я думаю, что со мной согласятся как минимум те мыслящие люди, которые не попали в 100% заказа или вышли из него впоследствии.

Новую цель перед школой не поставили. По крайней мере – чётко. То, что я вижу – руководители образования следят за «направлением ветра», прислушиваются к намёкам «сверху» или следуют чему-то по собственному разумению.

Наблюдаются несколько вариантов «нацеливания»:

А) христианизация, или точнее «православизация» образования. Несмотря на резкие протесты многих людей, этот процесс идёт подспудно – определённый выбор авторов литературных произведений, упор на историю христианских стран, учебники по изобразительной культуре с христианскими сюжетами и соответствующими текстами. При том что это совершенно противоречит Конституции РФ.

Б) нацеливание на «психолого-психиатрические» ценности. Возможно, оно не так заметно и потому пока не встречает много возражений. Но такое нацеливание ПРОПИСАНО в новом законе об образовании. К чему это может привести? Посмотрите на США: огромный процент детей и взрослых на таблетках, изменяющих разум, увеличивающих зависимость от таблеток, которые имеют ОГРОМНОЕ количество побочных эффектов от усиления немотивированной агрессии до усиления суицидальных наклонностей. А что продвигают психологи? Просто полистайте журналы – пропаганда секса, измен, извращений. Я уж не говорю о полностью ненаучных «данных» о работе разума, памяти, мотивации человека и т.п. Как ни странно, но стремление психиатров посадить всех на таблетки и сделать своими пациентами не противоречит букве Конституции, как и желание психологов сделать из людей глупых болтунов, бездельников и сексуальных извращенцев, подобных им самим.

В) негласный заказ со стороны … (пока не будем называть заказчика или заказчиков) на тупого обывателя, который может нажимать кнопки, но полностью лишён навыков принятия собственных решений, оценки окружения, не владеет элементарными практически применимыми знаниями в области морали, этики, экономики, культуры. Который будет потреблять поп-культуру, смотреть «Дом-3», видео-жвачку, пить пивцо, винцо и водочку, читать журналы с гороскопами, сексуальными картинками от психологов, качать с Интернета порнушки и нелицензионное видео и музыку. Нарушать «как все» потихоньку закон. Голосовать за того, кто больше пообещает. Ругать «олигархов» и низкую зарплату. Мало производить и при этом ждать уровня зарплаты и жизни как у миллионеров. Современная школа ОТЛИЧНО выполняет ЭТОТ заказ. И пока не видно – как эту ситуацию можно изменить СВЕРХУ. Очевидно, что «заказчиков» на такой «продукт» очень много. Это выгодно всем коррупционерам точно.

СНИЗУ ситуация с образованием меняется довольно многими энтузиастами. И при этом не только при полном отсутствии поддержки со стороны государства, а при огромном количестве препонов, и за СВОИ деньги или деньги родителей, которых не устраивает «продукт» школы.

При этом на деньги от налогов этих подвижников и родителей, несогласных с оболваниванием своих детей, содержатся школы и вся система. Понятно, что такую громаду невозможно быстро изменить и перенацелить. Зато можно отдать подвижникам и родителям, заботящихся о будущем своих детей, те деньги, которые государство выделят на обучение «среднего» школьника. Это было бы справедливо. От этого выиграет страна (вряд ли заказчики продукта «В»). Я уж не говорю о создании законных льгот (снижения налогов, уменьшенной арендной платы, облегчения приобретения недвижимости и прочей помощи) тем учебным единицам, которые демонстрируют выпускников, преуспевающих в жизни и не пополняющих тюрьмы и собесы.

Почему бы не создать честную (хоть в какой-то степени) конкуренцию идей и образовательных практик. Результаты совсем не обязательно ждать десятилетиями. Уровень понимания материала в школьных программах можно легко проверять ежегодно, как и данные о правонарушениях детей и их участии в созидательной, творческой деятельности.

Даже при умении чиновников «подгонять» и «повышать» статистические показатели, сравнивать будет легко. В том числе разумным родителям.