Игорь Казаринов

Репетитор-эксперт по математике, геометрии, физике, химии

Москва, Ивантеевка тел. 7(968)812-7068

Чтобы попасть в цель - надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат - его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно - что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы об кардинальном изменении в школе - идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них ЦЕЛЬНОЙ картины - всё распадается на камешки мозаики. А то что я могу понять далеко не всё встречает у меня согласие.

Американский философ и гуманитарий Рон Хаббард высказал такую мысль - что для детей мы должны достигнуть более высокого уровня цивилизации, чем имеем. И мне эта идея очень нравится. Нынешняя цивилизация - с преступностью, наркоманией, коррупцией - это не то наследие, которого достойны дети. Как же достичь такого образования, которое подняло бы детей на более высокий уровень, чем мы имеем? Я попробую изложить свои мысли сначала вкратце, а потом что-то объяснить подробнее.

Первое и главное: дети должны научиться учиться, то есть уметь находить знания, оценивать их верность, уметь делать их своими. При этом должны научиться учиться без негативных последствий для здоровья - и душевного и физического.

Второе - чему же они должны научиться:

1) уметь создавать своё тело и здоровье, уметь справляться быстро с травмами и болезнями;
2) уметь оценивать людей и группы по целям и по уровню тона (по жизненной силе и активности);
3) уметь создавать и развивать группы (в том числе семью);
4) уметь улучшать свою жизнь, чтобы быть успешным,
5) уметь хорошо общаться и с помощью общения улаживать проблемы, уметь понимать других людей и понятно излагать свои мысли;
6) уверенно знать основы естественных наук (математика, физика, химия, биология, география, астрономия);
7) знать основы истории и литературы;
8) хорошо знать 2-3 языка (включая родной);
9) знать основы экономики и законодательства;
10) знать как растить и воспитывать детей, чтобы они выросли здоровыми, умными, счастливыми и успешными;
11) знать правила дорожного движения и хорошо водить машину;
12) уметь работать на компьютере и пользоваться интернетом;
13) уметь пользоваться разными (основными) бытовыми и офисными устройствами.

Ну и понятно, что учителя тоже должны это знать и уметь :) И уметь этому научить детей. Тогда их профессия станет уважаемой.

Теперь - чуть подробнее. Сейчас в школах с каждым годом обучения состояние здоровья детей ухудшается! И это не является, во-первых, обязательным элементом обучения - так как МОЖНО учиться без ослабления здоровья. И во-вторых, приводит к росту различных проблем в обществе, и соответственно желательно от этой тенденции избавиться. Это не просто благое мое пожелание (с которым, надеюсь, большинство согласно) - ещё в 1960-х годах Рон Хаббард открыл, а затем миллины людей могли наблюдать и применять это на практике, что неправильное обучение может приводить к различным проявлениям умственного и физического плана, в том числе к головной боли, боли в животе, глазах, чрезмерной усталости и так далее. Способы исправить такие проявления тоже были разработатны и уже много лет применяются практически во всех странах с неизменным эффектом.

Уметь оценивать знания и делать их своими сейчас очень не хватает школьникам. Ориентация на зазубривание и на то, что в учебниках написана истина в последней инстанции - это реальность школы. Взять хотя бы запрет на использование справочников на ЕГЭ по математике. Кто-то может назвать причину - для чего надо человеку помнить формулу синуса суммы углов? Где её можно применить в жизни? Если уж просто решение тригонометрических уравнений ничего кроме "гимнастики ума" не даёт, то зачем ещё и заучивать громоздкие формулы? Сейчас вполне достаточно знать, что такие формулы существуют - и вы всегда их найдёте в интернете! Если же вы не научились их использовать, то даже если заучите наизусть все учебники - вы не сможете решить ни одной практической задачи!

Теперь подробнее о том - чему же на мой взгляд надо научить школьников за 11 лет в школе (кстати, почему всем дают ОДИН срок? - люди-то разные).

1) уметь создавать своё тело и здоровье, уметь справляться быстро с травмами и болезнями. Первую часть как будто должны изучать на физкультуре в теории. Но когда видишь и слышишь море примеров, когда люди не знают правил питания, получают травмы на ровном месте, курят, пьют и употребляют наркотики - видно, что практика с теорией у многих не согласуется. Вторая часть - как справляться с травмами и болезнями - должна быть частью ОБЖ. И снова практика показывает, что единицы способны что-то сделать в этом отношении. При том, что своевременная помощь просто спасает жизни или уменьшает тяжесть последствий травм и болезней. Сейчас же расчёт только на "Скорую помощь".

2) уметь оценивать людей и группы по целям и по уровню тона (по жизненной силе и активности). Полностью отсутствующая в школе часть жизненно важных данных - учителя не умеют распознать малолетних преступников и их одноклассники молча терпят надругательства. А такая "шутка" - "в 90-е годы девушки хотели стать валютными проститутками, а парни - рэкетирами"? Далеко ли ушла современная школа? Легко ли могут выпускники отличить группу с социально конструктивным поведением от антиобщественной? Откуда пришли подростки на сборища фанатов с мордобитием всех прохожих? Почему они не понимают - каковы реальные цели этих мордобоев? Могут сказать - что это слишком сложная тема и даже учёные-психологи не могут точно оценить людей, что им для этого надо провести кучу тестов и лет 8 практиковаться. Согласен - для "учёных"-психологов это слишком сложно. Но как раз с их появлением в школе пошла резкая деградация образования. И если не спрашивать психологов, а поискать данные - они очень легко найдутся. Мне, по крайней мере посчастливилось их узнать и я уже много лет их с успехом применяю. Мне хочется, чтобы и дети с ними познакомились и могли строить свою жизнь и отношения с людьми не на скользкой интуиции, а на проверенных и точных законах жизни.

3) уметь создавать и развивать группы (в том числе семью); Навыки и знания, имеющиеся в этой области в школе сейчас, не ушли дальше умения создавать октябрятские звёздочки. И как показывает практика - создаваемые фирмы слишком часто разваливаются, а процент разводов приближается к 50%. Это катастрофа для цивилизации. И опять же - если у ВУЗовских преподавателей нет точной и работающей на 100% теории, ещё не значит, что законов развития и создания групп нет.

4) уметь улучшать свою жизнь, чтобы быть успешным. В школе об этой теме даже не заикаются. Учителя работают как умеют. Успеваемость улучшается или ухудшается сама собой. Никаких идей кроме "надо больше учить" в школе не знают. И тем более там не знают - как поднять производство в реальной организации или на фирме. Не могут научить школьников - что надо делать, чтобы стать преуспевающим в жизни. Это надо ведь не только будущим руководителям, но тем кто хочет быть УСПЕШНЫМ (водителем, механиком, продавцом...). Понятно, что кое-кто не хочет вообще ничего. Но таких мало и их можно не принимать во внимание. Представьте - как изменится общество, если выпускники школ будут знать - как преуспевать в жизни и большинство станет эти знания применять!

5) уметь хорошо общаться и с помощью общения улаживать проблемы, уметь понимать других людей и понятно излагать свои мысли. Очень полезные навыки! Вряд ли со мной будут спорить, что ими владеют малое количество людей в полной мере. Учителя - не исключение. Предмета такого - "Общение" - в школе не было никогда. В ФГОС пишут про то, что ученики должны в какой-то степени овладеть этим навыком. Но как? В ходе просто посещения школы... Расчёт примерно такой же, как если бы посещая школу ученики без учебников по математике, без уроков, без рассказа о теории и без практики в решении математических примеров ВДРУГ стали бы математиками!

6) уверенно знать основы естественных наук (математика, физика, химия, биология, география, астрономия). Без комментариев. Или почти без... Выпускники должны знать ОСНОВЫ (именно основы!) УВЕРЕННО. Это гораздо важнее, чем то что происходит сейчас - в школьной программе зачем-то дают слишком много СПЕЦИАЛЬНЫХ данных по математике, физике, химии и биологии. И уверенно знают эти данные какой-то ничтожный процент победителей олимпиад. Уверяю вас - эти единицы могут получить эти знания, если им это надо будет, и вне школы! Не надо себя обманывать тем, что напихав в школьную программу научные сложности можно добиться подъёма ОБЩЕЙ научной грамотности. Просто посмотрите в газеты - в каждой печатают гороскоп и комментарии астрологов. Кроме, конечно, "Вестника АН РФ". Только его читатели 100% уверены в ненаучности гороскопов. Если бы выпускники уверенно ЗНАЛИ основы естественных наук, гороскопы бы перестали пользоваться популярностью.

7) знать основы истории и литературы. Тут могу добавить только то, что литература - огромное достояние и что оттуда выбрать - дело очень сложное. А история, к сожалению, чересчур много раз переписывалась и в любом учебнике легко увидеть личные пристрастия автора учебника. Потому я - просто за знание самых основ истории. Без "партийных" оценок.

8) хорошо знать 2-3 языка (включая родной).

Опять же - ХОРОШО знать. Сейчас наблюдается странная ситуация - ВСЕ учат иностранный в школе и мало кто получает меньше "удовлетворительно", а связать несколько слов почему-то зачастую не могут даже выпускники ВУЗов. Это огромное потерянное время, нервы и средства.

9) знать основы экономики и законодательства. Понятно, что законы и экономику СДЕЛАЛИ слишком сложными. Но основы выпускники должны знать.

10) знать как растить и воспитывать детей, чтобы они выросли здоровыми, умными, счастливыми и успешными. Эти данные стали очень важными с уменьшением числа детей в семьях. Слишком много вокруг противоречивых советов на эту тему.

11) знать правила дорожного движения и хорошо водить машину. Возможно этот навык сейчас даже важнее знания математики. По крайней мере, водителей уже гораздо больше, чем математиков. Пора это уже учесть в системе образования.

12) уметь работать на компьютере и пользоваться интернетом. Тут кое-какие успехи есть. Но дети прекрасно умеют ИГРАТЬ, а вот пользоваться очень многими практически полезными программами могут единицы. И это ИХ заслуга, так как большинство учеников в школах заинтересовать ничем кроме игрушек почему-то не смогли.

13) уметь пользоваться разными (основными) бытовыми и офисными устройствами. Это как заключительная идея.

Я исхожу из того, что школа должна создавать НОВУЮ цивилизацию, более компетентную, более успешную, более здоровую. Возможно это идея многим покажется революционной - ведь существующая ситуация почти всех устраивает - учителя, сколько я помню, жалуются на низкую зарплату и недостаток внимания и уважения, родители ругают школу за недостатки, школьники превращаются в бездельников, наркоманов, алкоголиков и хулиганов. Все вроде при деле, все чем-то заняты, а результат какой? Продолжающаяся деградация общества, при явном техническом прогрессе.

Самое интересное, что то, что я описываю - это не просто благие пожелания или утопия - это уже реализованные на практике проекты и много лет существующие во многих странах школы. С ними можно познакомиться вживую. Можно оценить результаты их работы. Пообщаться с выпускниками. Создатели этих школ не делают секрета из своих успехов и способов их достижения.

Почему же их опыт не внедряется во все школы? Может руководителям образования некогда оторваться от многочисленных бумаг и проектов, может они не владеют навыками оценки информации, может им приказа никто не отдал соответствующего...

 

Видеоуроки в интернете

 

Понятные, наглядные и небольшие видео с объяснением ключевых понятий школьных предметов...

Смотреть ещё

Быстрый тест

Можно ли быстро (за пару минут) определить насколько ученик (или студент) готов к экзамену? Много ли у него пробелов и непонятых тем?..

Смотреть ещё

Прикладное образование

"Прикладное образование" - это и название большой международной организации, и суть того, что она предлагает. "Прикладное" - значит такое, которое можно приложить, применить в реальной жизни...


Смотреть ещё

Смех и горе от образования

Про школу, учеников, студентов и преподавателей очень много шутят и не только шутят. Здесь некоторые истории, близкие к теме этого сайта...

Смотреть ещё

Контакты и репетиторы

 

  Как выбрать компетентного специалиста, который будет не просто проводить за ваши деньги время с ребёнком, пересказывая ему учебник, а который сможет быстро восстановить понимание учеником предмета.


Смотреть ещё

Сказание о великом и могучем принципе постепенности.


    Постепенность – «известный ВСЕМ принцип»! Кажется, что там уже нет ничего неизвестного, всё просто и понятно – «это для первоклашек»! Одна проблема – именно из-за НЕПРИМЕНЕНИЯ принципа постепенности ученики имеют такие ужасно низкие оценки на ЕГЭ. Его «простота» очень обманчива. Мои потрясающие результаты как репетитора объясняются в основном компетентным применением Великого и Могучего Принципа Постепенности. Если вы потратите несколько минут на чтение этой статьи, то, возможно, в результате сможете добиваться успеха в тех областях, в которых до этого у вас были трудности, причину которых вы не знали...


    Смотреть ещё

Идеальная картина для образования. Что бы я хотел от школы.

Чтобы попасть в цель - надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат - его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно - что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы об кардинальном изменении в школе - идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них ЦЕЛЬНОЙ картины - всё распадается на камешки мозаики. А то что я могу понять далеко не всё встречает у меня согласие.

Смотреть ещё

Как улучшить счёт и чтение в начальной школе

У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на ВРАЧЕЙ - на логопедов. Это современная мода выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка. Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и подробнее желающие могут познакомиться с ней на этом сайте.

Смотреть ещё

Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ

Про подготовку к ЕГЭ сейчас много пишут и говорят, много беспокоятся - заранее и прямо перед самим экзаменом.

Про ЕГЭ пишут много критических вещей, на ЕГЭ подают в суд. На мой взгляд, ЕГЭ по математике довольно адекватно показывает уровень подготовки учеников. При этом явно видно, что в целом по стране этот уровень ниже плинтуса! Вот за это, может быть, ЕГЭ и не любят многие... Хотелось бы верить, что наша школа, глядя на результаты ЕГЭ, начнёт заботиться наконец о реальном уровне подготовки учеников...

Смотреть ещё