Print
Category: Идеальная картина образования
Hits: 527

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

"«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» — искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.

Пример был предложен академиком Л. В. Щербой в 1930-е (в 1928 году?) и использовался на вводных лекциях к курсу «Основы языкознания»."

Эта легко запоминающаяся, полностью бессмысленная, но красиво звучащая фраза (далее будем её называть ПЕРВОЙ для краткости) мне очень нравится. Недавно мне пришло в голову, что её можно применить для иллюстрации процессов, которые прямо сейчас идут в нашем образовании. А идут и очень много обсуждаются: ЕГЭ, ГИА, инновации и «перестройка» (или как там это сейчас называется?).

Я приведу другую фразу (буду называть её ВТОРОЙ) - из учебника биологии 9 класса: «Дрозофилы, гомозиготные по рецессивной аллели, имеют в фенотипе маленькие крылья». В отличие от первой фразы, в этой есть точный смысл, но я не буду его раскрывать. Насколько я, как профессиональный репетитор с многолетним опытом, понимаю – вторую фразу понимают от силы 3-5% от взрослого населения, если не меньше. При этом ВСЕ эти люди «проходили» этот материал на уроках биологии в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке. То, что многие (очень многие!) эту фразу не понимают, не мешает этим многим запускать ракеты, создавать автомобили, программы, компьютеры, возглавлять бизнесы и государства. Зачем же я «горожу огород» и причём здесь ЕГЭ…

ЕГЭ – это тест с вариантами ответов. Обе фразы можно разобрать по составу предложения, дать характеристику каждому слову, определить его падеж, склонение и прочее. Можно перефразировать их. Но получится ли после этого их понять? А вот дать ответ на тесте – легко! Как это выглядит? Примерно так:

ЕГЭ по русскому языку: А6 В первой фразе поставьте вместо глагола причастный оборот.

1) Куздра, кудрячащая бокрёнка, будланула бокра…

ЕГЭ по биологии: А7 Дрозофилы, гомозиготные по рецессивной аллели, имеют в фенотипе:

1) маленькие крылья

2) красные глаза

3) непарную ДНК

4) конъюгацию

Что я хочу сказать? Что совсем не обязательно ПОНИМАТЬ что-то, чтобы сдать тест. Вполне достаточно зазубрить некоторые вещи или поставить галочку в удачное место. Более того, даже на традиционном экзамене, которые проводились и проводятся в школах и ВУЗах, если ученик бодро выпалит «Дрозофилы, гомозиготные по рецессивной аллели, имеют в фенотипе маленькие крылья», он получит заслуженную «пятёрку». И она точно заслуженная, потому что ученик тратил силы и нервы для того, чтобы отбарабанить наизусть АБСОЛЮТНО ненужную ему в жизни фразу, идею или закон. И учитель, который тоже потратил много нервов на то, чтобы добиться от учеников чётких ответов, в этот момент с облегчением вздохнёт и скажет: «Молодец! Пять!».

Поставьте себя на место учителя биологии (или физики, или литературы). Вы годами добиваетесь, чтобы ученики могли без запинки сказать «Дрозофилы, гомозиготные по рецессивной аллели, имеют в фенотипе маленькие крылья». И вы точно, абсолютно точно знаете, что из ваших знакомых почти никто не понимает, что это означает, но они при этом могут зарабатывать на три порядка больше вас и пользоваться неизмеримо большим уважением. Вы чётко осознаёте, что от того, что даже если у вас в классе 100% учеников пройдут тест на 100% или наоборот - ни один не ответит ни на один вопрос, Земля не сойдёт с орбиты и жизнь не остановится, трамваи не сойдут с рельсов и продуктов в магазине меньше не станет. То есть от ваших ТИТАНИЧЕСКИХ усилий ничего не изменится. Вообще НИЧЕГО. Как вы будете себя чувствовать? С каким удовольствием побежите на встречу с учениками? Или вы думаете, что среди ваших знакомых учителей ещё остались неисправимые идеалисты?

Описанное выше состояние, когда человек убеждён с том, что от него ничего не зависит и он никому не нужен, называется апатия. И это именно то состояние, в котором находятся почти все учителя и вся система образования. В апатии человек действует на полном автомате – он существует как растение: дышит, ест, пьёт, спит, растёт там, куда посадят. Если человек в апатии встречает малейшее сопротивление – он тут же сдаётся. Если ему встретился бумажный барьер, который он не смог прорвать сразу, он повернётся и побредёт в другом направлении или сядет рядом и не будет делать второй попытки. Если ему скажут «иди влево» он пойдёт влево, скажут вправо – пойдёт вправо. И даже не будет смотреть – что там справа! Ведь ему же сказали «иди вправо»! И даже если он увидит, что там стена или грязь, он пойдёт. Пойдёт! Может быть, он будет словами выражать несогласие и возмущение, ругать начальство и что-то ещё. Но пойдёт он вправо. Упёршись в стену, он скажет: «Ну, я же говорил, что справа стена!» И он будет стоять у стены, довольный собой, своей прозорливостью, смелостью и принципиальностью, и рассматривать кирпичи, пока ему не дадут новый приказ.

Именно описанные выше соображения всегда держали меня в стороне от образования. Я хотел и хочу тратить свои силы на что-то, что даст результат. И я не хочу даже пальцем шевелить, если это никому не нужно. На горизонте долго не маячило никакого способа изменить эту ситуацию в образовании. Я не ругал особенно недостатки образования, даже если их видел. Потому что тоже был в апатии и не знал - как с этим справиться. Ведь если не знаешь – как что-то изменить, будешь просто создавать суету и видимость изменений. Что, собственно, мы и наблюдаем сейчас в нашем образовании – суеты даже больше, чем раньше: внедряются компьютеры, букридеры, интерактивные доски, новые предметы, ФГОС, каждый год изменяется ЕГЭ, ГИА и прочее. Идёт много споров – надо это, не надо, сколько надо, кому дать сначала… Суета…

Проведите мысленный эксперимент: вот у вас у каждого ученика компьютер, у вас – интерактивная доска. И… «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Насколько быстродействие компьютеров в классе повлияет на скорость приведения школьников к ПОНИМАНИЮ смысла этой фразы? Как заучивание это фразы (или даже второй фразы) изменит жизнь учеников после сдачи «модернизированного» или «улучшенного» ЕГЭ даже на 100% - они смогут построить более счастливую семью, стать успешнее на работе, вырастят более успешных и здоровых детей, смогут поднять экономику? Не-е-ет!

Мне повезло – я познакомился с технологией обучения Рона Хаббарда. Теперь я могу добиваться результатов в обучении учеников. ВСЕХ учеников, ЛЮБОМУ предмету. Ни одна минута моего времени, проведённого с учениками, не проходит без смысла и без результата. Мы с учениками быстро и без нервов получаем ПОНИМАНИЕ. И, о чудо! Им уже не надо напрягаться, чтобы зазубрить что-то, они говорят: «Так ведь эти тесты – это просто!» Они могут применить свои знания в жизни, пока ещё для решения задач и для дальнейшего успешного обучения. К ним возвращается уверенность, они становятся более весёлыми и жизнерадостными. Я радуюсь их успехам и уже не нахожусь в апатии, я знаю – как можно изменить систему образования, чтобы дети выходили оттуда с ясным взором, светлыми головами, умелыми руками и отличными перспективами на будущее. И готов преодолевать не только бумажные барьеры. Я вижу цель, я в ней уверен, потому что на практике увидел отличный эффект от применения, и я иду к цели , а не туда, куда меня кто-то пытается направлять.

Хотите выйти из апатии сами? Хотите вывести из апатии своего ребёнка? Своих учеников? Обращайтесь в «Прикладное образование», познакомьтесь с технологией обучения, начните получать результаты от обучения.