Игорь Казаринов

Репетитор-эксперт по математике, геометрии, физике, химии

Москва, Ивантеевка тел. 7(968)812-7068

У слова «система» довольно много значений. Вот что говорит словарь Ушакова: СИСТЕМА, системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей].

1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках в определенной системе. Нарушить систему. || Обычный, установленный распорядок чего-н. У него вошли в систему прогулки по утрам.

И ещё 7 значений. Люди обычно выбирают то значение, которое им более приятно, которое кажется им более идеальным и правильным. И это первое определение. Да, если связать что-то вместе в определённом порядке, который соответствует правильному и логичному, то мы получим систему. И очень хочется, чтобы именно такая система работала и присутствовала в вашей жизни! И чтобы это была именно идеальная и правильная «система образования», потому что: а) куда же без образования б) это же в основном для детей, а для своих хочется всё самое хорошее дать. И если принять это во внимание, то можно понять нынешнюю ситуацию – очень многие люди проявляют много эмоций по поводу нашей системы образования и, в частности, школы. Видимо, они пользуются первым определением слова «система» и не согласны с теми отклонениями от правильного и идеального, которые они видят. И я полностью на их стороне.

Я очень хочу видеть идеальную систему образования в нашей жизни, которая УЧИТ не словам, а нужным в жизни навыкам и делает выпускников супер-успешными (ведь нашей стране не помешают успешные люди?), которая выпускает не тупых и апатичных курильщиков, алкоголиков и наркоманов, а здоровых, умных, искренних и активных людей. Кто-то против такой идеи? Насколько я знаю – все родители полностью ЗА! Но ведь у нас НЕТ такой системы! (Я не беру в рассмотрение отдельные примеры замечательных людей, которые окончили школу или ВУЗ – это не СИСТЕМА, а как раз довольно малое количество. И было бы замечательно это поставить на поток, но ведь не поставлено до сих пор!).

А тогда какая система у нас есть? А вот такая: «Обычный, установленный распорядок чего-н. У него вошли в систему прогулки по утрам.» Или можно ещё в этом значении составить пару предложений «Система «откатов» вызывает гнев людей», «У него целая система отговорок и оправданий».

И у нас именно такая «система» образования – она давно не меняется, а если и меняется, то почему-то не в лучшую сторону. Я даже не хочу приводить примеры негативов, которые стали совершенно «обычными» - хотя бы использование учениками мобил не по «назначению» на уроках. И этот список можно долго продолжать.

Можно ли изменить такую систему, кто и как сможет это сделать? Ответы такие:

1) Изменить можно! Вы можете вспомнить множество примеров, когда огромные системы менялись – целые страны уходили в никуда, появлялись громадные империи и т.д. Так что в этом нет ничего нового – люди способны изменить кое-что побольше, чем система образования.

2) Кто? Это всегда активные и действующие люди. И такие были и будут, хотя их и не очень много, но весь прогресс человечества создают именно они. Может, их не все особо любят или привечают при жизни, но это их не останавливает. Опять же – вы можете легко вспомнить кучу примеров из истории.

3) Как? Меняют по-разному: если не приложили голову, то результат изменений невыживательный и от него рано или поздно избавятся, а если приложили интеллект, ум и мудрость, то этот результат оценят. Хотя и в этом случае придётся кроме ума приложить много усилий для поддержания идеала в действии. И вы можете привести очень много примеров из жизни, когда идеал приходит в разруху, если его не поддерживать. (Постройте идеально красивую стену и оставьте её на годик без присмотра – через год её изрисуют, раскрошат местами, сделают под ней импровизированный туалет и т.п. Знакомо?) И опять же – ноухау того, как что-то менять, известно, и его можно найти, изучить и применить.

Что же меня заставило написать эту статью? Личное наблюдение за «системой образования», за её руководителями, за её исполнителями. И это наблюдение приводит к мысли, что это «система» не в смысле «правильное расположение», а именно в смысле «сложившийся образ действий». Так получилось, что я 15 лет назад познакомился с передовой, новой, результативной и мало кому до сих пор известной областью знаний о человеке. Называется это «технология обучения Хаббарда». Я прочитал теорию, увидел описание многого из того, что я наблюдал лично во время своей учёбы и учёбы других; изучил эту теорию основательно и применил её на практике. Результаты меня просто потрясли и восхитили: она позволяет справляться с любым непониманием, легко его распознавать и исправлять. Я разобрался со своими старыми проблемами в учёбе, в том числе понял – почему у меня вдруг на третьем курсе заболел желудок, и почему у меня каждый год во время обучения в университете зрение падало на 1 диоптрию.

Такие успехи дали мне огромный импульс для того, чтобы дать эти потрясающие знания преподавателям и учителям. Я стал заходить в школы и предлагать директорам провести у них бесплатную лекцию на эту тему. И в течение года прочитал таких лекции примерно в 30 школах, в каждой для полного класса учителей (30 -40 человек). Уже тогда я столкнулся с ситуацией, что многим директорам школ просто ничего не надо. Кое-кто просто боялся чего-то и говорил – вы сначала в РОНО одобрение получите, а потом ко мне. Во всех случаях на лекциях меня с огромным интересом выслушивали, всегда учителя отмечали, что они наблюдали все те проблемы, о которых я говорил. Я показывал книжку, в которой подробно описана технология обучения. Книжка вызывала интерес. Но… Но… НО! Купить эту книжку у учителей «не было денег». И приобрели у меня таких книг штук 5 всего. Это из более 1000 учителей! Для сравнения – когда я показывал эту книжку ученикам и их родителям, её приобретало примерно 30-40 %. После такого опыта отношение к учителям и к «системе образования» у меня сильно поменялось.

После этого я решил выйти на более широкую аудиторию и вышел в интернет. Я сделал сайт, на который сейчас заходит очень много людей (около 200 человек каждый день). Я много писал на разных форумах. И опять – мне писали и звонили родители, и ОЧЕНЬ редко (примерно 5 раз (!) за несколько лет) ко мне обращались преподаватели.

Я зарегистрировался на сайте для директоров школ и руководителей образования. Они там много писали о своих проблемах. И я им много отвечал и давал ссылки – где они могут найти ответы на свои вопросы. Вы думаете – ко мне начали обращаться с вопросами? Нет. Как говорил один лектор – если нет вопросов, значит, что или всё понятно, или ничего не понятно. Мне кажется, что просто ни один из директоров не удосужился заглянуть по ссылкам и хотя бы кратко ознакомиться с данными. Если кто-то мне отвечал, в глаза бросалось то, что они почти ничего не поняли из того, что прочитали. Судя по огромному количеству обвинений в саморекламе и голословным обвинениям, что там «ничего нет». Более того, некоторые «солидные» люди – директора и руководители разного уровня - предъявляли мне совершенно лживые претензии, никак не связанные с тем, что я им писал о технологии обучения. И больше всего меня поразила реакция других участников на явную ложь. Они промолчали. Никто не сказал лжецам и передёргивателям, что они пишут как минимум не в тему. Более того, меня просто удалили с этого форума. И теперь там снова «благодать» и «давно установившийся порядок», то есть это и есть «система» образования в действии.

И если вспомнить, что при любых моих попытках как-то покритиковать школы сразу находятся ОЧЕНЬ много защитников, которые (несколько однообразно, правда) пишут «Что ж вы нападаете на школу? Она же вам дала образование?». Получается, что если я что-то узнал, получил диплом и аттестат, при этом потеряв много нервов и даже с ослабленным из-за неправильного обучения здоровьем, то я должен «молчать в тряпочку» и не высовываться с предложениями по улучшению нынешней ситуации. Но я не думаю, что школа должна была на мне остановиться предоставлять знания, даже если это и была её заслуга. Есть и будет ещё очень много детей и молодых людей, которых надо научить основам науки и культуры. И при этом желательно это делать немного лучше, чем это было раньше. А в идеале для ракетного и реактивного века – гораздо лучше.

Давайте всё же изменим систему образования со «сложившегося порядка вещей» на «Порядок, обусловленный ПРАВИЛЬНЫМ, ЗАКОНОМЕРНЫМ расположением частей в определенной связи». Мне как-то не верится, что на этом пути будет огромная поддержка со стороны нынешней «системы». Более того, я просто уверен, что «устоявшееся болото» будет оказывать разнообразное и значительное сопротивление. Но другого пути просто нет, если мы хотим попасть в прекрасное будущее, а не съехать в «болото средневековья в компьютерном интерьере».


Видеоуроки в интернете

 

Понятные, наглядные и небольшие видео с объяснением ключевых понятий школьных предметов...

Смотреть ещё

Быстрый тест

Можно ли быстро (за пару минут) определить насколько ученик (или студент) готов к экзамену? Много ли у него пробелов и непонятых тем?..

Смотреть ещё

Прикладное образование

"Прикладное образование" - это и название большой международной организации, и суть того, что она предлагает. "Прикладное" - значит такое, которое можно приложить, применить в реальной жизни...


Смотреть ещё

Смех и горе от образования

Про школу, учеников, студентов и преподавателей очень много шутят и не только шутят. Здесь некоторые истории, близкие к теме этого сайта...

Смотреть ещё

Контакты и репетиторы

 

  Как выбрать компетентного специалиста, который будет не просто проводить за ваши деньги время с ребёнком, пересказывая ему учебник, а который сможет быстро восстановить понимание учеником предмета.


Смотреть ещё

Сказание о великом и могучем принципе постепенности.


    Постепенность – «известный ВСЕМ принцип»! Кажется, что там уже нет ничего неизвестного, всё просто и понятно – «это для первоклашек»! Одна проблема – именно из-за НЕПРИМЕНЕНИЯ принципа постепенности ученики имеют такие ужасно низкие оценки на ЕГЭ. Его «простота» очень обманчива. Мои потрясающие результаты как репетитора объясняются в основном компетентным применением Великого и Могучего Принципа Постепенности. Если вы потратите несколько минут на чтение этой статьи, то, возможно, в результате сможете добиваться успеха в тех областях, в которых до этого у вас были трудности, причину которых вы не знали...


    Смотреть ещё

Идеальная картина для образования. Что бы я хотел от школы.

Чтобы попасть в цель - надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат - его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно - что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы об кардинальном изменении в школе - идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них ЦЕЛЬНОЙ картины - всё распадается на камешки мозаики. А то что я могу понять далеко не всё встречает у меня согласие.

Смотреть ещё

Как улучшить счёт и чтение в начальной школе

У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на ВРАЧЕЙ - на логопедов. Это современная мода выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка. Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и подробнее желающие могут познакомиться с ней на этом сайте.

Смотреть ещё

Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ

Про подготовку к ЕГЭ сейчас много пишут и говорят, много беспокоятся - заранее и прямо перед самим экзаменом.

Про ЕГЭ пишут много критических вещей, на ЕГЭ подают в суд. На мой взгляд, ЕГЭ по математике довольно адекватно показывает уровень подготовки учеников. При этом явно видно, что в целом по стране этот уровень ниже плинтуса! Вот за это, может быть, ЕГЭ и не любят многие... Хотелось бы верить, что наша школа, глядя на результаты ЕГЭ, начнёт заботиться наконец о реальном уровне подготовки учеников...

Смотреть ещё