Игорь Казаринов

Репетитор-эксперт по математике, геометрии, физике, химии

Москва, Ивантеевка тел. 7(968)812-7068

С интересом прочитал ФГОС. Замечательная работа и хорошие требования к выпускникам. Общество очень нуждается в таких людях.

Но есть тут определённая проблема или даже проблемы. На которых я бы хотел заострить внимание.

Во-первых, даже отлично расписанные навыки по математике и другим предметам, почему-то так и остаются не полученными большинством школьников. Несмотря на долгий опыт преподавания традиционных предметов, наличие вполне хороших учебников (хотя не все учебники современные в число хороших попадают, к сожалению), объёмной методической поддержки и достижений отдельных успешных учеников. То есть все эти благие намерения остаются на бумаге для БОЛЬШИНСТВА школьников.

Получается что пропущено НЕЧТО, что не позволяет достичь ВСЕМИ учащимися очень нужных для работы и жизни навыков. И это НЕЧТО остаётся загадкой, так как уровень подготовки школьников продолжает падать, он даже не остаётся тем же! Если раньше ВСЕ ученики наизусть знали таблицу умножения, то сейчас её знают только те, с кем занимались бабушки дома.

В ФГОС ни слова нет о том как же изменить эту ситуацию, а это значит что НЕЧТО так и остаётся тайной для специалистов, разработавших ФГОС.

Что же за тайна такая, которая уже веками остаётся неизвестной огромному количеству практиков и теоретиков образования? Приблизился ли кто-то к её открытию?

Да, хорошая новость в том, что причина провалов и неуспеваемости открыта, методы успешного обучения разработаны и уже много лет успешно применяются во многих школах и других учебных заведениях по всему миру. Ученики таких школ демонстрируют на порядок лучше усвоенные знания, чем обычные школьники. И это не какие-то супер-гениальные дети, прошедшие специальный отбор. Такие результаты получают самые обычные дети и их учителя отличаются от учителей обычных школ только одним – они знают и умеют применять открытия в области обучения, сделанные известным американским гуманистом Роном Хаббардом в 50-60х годах прошлого века. За многие годы его открытия узнали не только в англоговорящих странах, но и во всём мире. Программы и книги давно переведены на большинство языков мира и в том числе на русский. В России уже много лет существуют школы, применяющие успешно эти открытия. Познакомиться с открытиями можно в Центрах «Прикладного образования» (так на русском звучит название международной организации Applied Scholastics, которая знакомит преподавателей всего мира с этими открытиями), в частности, в головной организации - «Прикладном образовании СНГ» в Москве.

Вторая проблема, о которой я хочу сказать – отсутствие предметов и учебников в школьной программе, которые бы позволили добиться результатов, записанных в ФГОС:

«СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В конце раздела есть такие слова) Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Опыт общения со сверстниками и взрослыми.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению. деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;…»

И если для традиционных предметов есть апробированные учебники, в которых есть все необходимые данные и описания - и ученики могут получить эти навыки на уроках математики, русского языка и других уроках. Например:

«ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
значимые части слова; признаки изученных частей речи;

В результате изучения математики ученик должен знать/понимать
последовательность чисел в пределах 100 000;
таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
таблицу умножения и деления однозначных чисел;...»

То есть - для приведённых примеров есть учебники, преподаватели подготовлены, обучение идёт практически с античных времён, в учебниках есть соответствующие определения, есть упражнения, выполняя которые ученики могут понять и усвоить эти данные. И всё же по-прежнему многие школьники это не усваивают, о причинах чего я написал в начале своей статьи. Но на каком предмете и по каким учебникам, какие учителя могут научить таким нужным для жизни и работы навыкам, указанным в ФГОС:

«ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

…коммуникативной деятельности…»

Как мы можем видеть из жизни – очень многим не хватает навыков общения для успеха на работе, учёбе, в семье. Очень многие не могут поставить цель, разработать план её успешного достижения и достичь этой цели. Многие не умеют оценивать результаты работы, поведение других людей (в том числе не умеют это делать учителя в школах, из-за чего масса расстройств у учеников из-за произвольных оценок. А неумение оценить личность учеников приводит к серьёзным трудностям в некоторых случаях - для других школьников, учителей и в конце концов – для общества).

По каким же учебникам и на каком школьном предмете, по какой методике и кто научит школьников этим навыкам, если ими не владеют сами учителя? (Математикой и другими предметами учителя в основе своей отлично владеют).

Как же научились этому те, кто всё же достигает успеха? Обычно на своих собственных шишках и своём опыте. На случайно найденных книгах в магазинах или у друзей. Систематично этому не учат ни в школах, ни в ВУЗах. Считается, что навыки общения люди получают на практике. Только это напоминает обучение плаванию способом бросания в стремнину. Да, кто-то чему-то научается, но многие-то тонут! Ведь даже по отличным учебникам многие не могут научиться математике, хотя их годами этому учат. А тут даже нет учебников, нет педагогов по общению, по умению оценивать, по целям – насколько же логично ждать высоких достижений? Им просто неоткуда взяться! Те, кто достиг результата, достиг его сам, каким-то таинственным образом, и он не знает обычно – как этого же могут достичь другие. Как же решить эту проблему?

И здесь тоже можно получить помощь от «Прикладного образования». Там уже давно есть составленные и успешно предоставляемые программы, на которых любой может улучшить свои коммуникативные навыки, научиться оценивать данные и результаты, а также и других людей. Научиться ставить цели, планировать их достижение и достигать запланированного результата.

Моей целью не является реклама «Прикладного образования». Я просто обратил внимание на некоторые проблемы, которые имеются в современном российском образовании и для которых нет решения в ФГОС, а также на некоторые требования, которые во ФГОС просто продекларированы, но про которые никогда даже не задумывались – как их достигнуть и потому достижение их было не организовано и не было исследовано – как же их достигать (например, как улучшить навыки общения). Эти проблемы не решены в школе сейчас и не были решены никогда. Возможно прямо сейчас где-то в Академии педагогических наук кто-то над этим работает. Но раз никто не опубликовал никаких даже приблизительно похожих на решение проблем отчётов, то мне думается, что в ближайшее время новые и практичные решения и не появятся. В этом свете решения, которые предлагает «Прикладное образование», и которые можно увидеть, изучить и опробовать, могут помочь достичь тех целей, которые ставятся во ФГОС.


Видеоуроки в интернете

 

Понятные, наглядные и небольшие видео с объяснением ключевых понятий школьных предметов...

Смотреть ещё

Быстрый тест

Можно ли быстро (за пару минут) определить насколько ученик (или студент) готов к экзамену? Много ли у него пробелов и непонятых тем?..

Смотреть ещё

Прикладное образование

"Прикладное образование" - это и название большой международной организации, и суть того, что она предлагает. "Прикладное" - значит такое, которое можно приложить, применить в реальной жизни...


Смотреть ещё

Смех и горе от образования

Про школу, учеников, студентов и преподавателей очень много шутят и не только шутят. Здесь некоторые истории, близкие к теме этого сайта...

Смотреть ещё

Контакты и репетиторы

 

  Как выбрать компетентного специалиста, который будет не просто проводить за ваши деньги время с ребёнком, пересказывая ему учебник, а который сможет быстро восстановить понимание учеником предмета.


Смотреть ещё

Сказание о великом и могучем принципе постепенности.


    Постепенность – «известный ВСЕМ принцип»! Кажется, что там уже нет ничего неизвестного, всё просто и понятно – «это для первоклашек»! Одна проблема – именно из-за НЕПРИМЕНЕНИЯ принципа постепенности ученики имеют такие ужасно низкие оценки на ЕГЭ. Его «простота» очень обманчива. Мои потрясающие результаты как репетитора объясняются в основном компетентным применением Великого и Могучего Принципа Постепенности. Если вы потратите несколько минут на чтение этой статьи, то, возможно, в результате сможете добиваться успеха в тех областях, в которых до этого у вас были трудности, причину которых вы не знали...


    Смотреть ещё

Идеальная картина для образования. Что бы я хотел от школы.

Чтобы попасть в цель - надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат - его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно - что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы об кардинальном изменении в школе - идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них ЦЕЛЬНОЙ картины - всё распадается на камешки мозаики. А то что я могу понять далеко не всё встречает у меня согласие.

Смотреть ещё

Как улучшить счёт и чтение в начальной школе

У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на ВРАЧЕЙ - на логопедов. Это современная мода выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка. Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и подробнее желающие могут познакомиться с ней на этом сайте.

Смотреть ещё

Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ

Про подготовку к ЕГЭ сейчас много пишут и говорят, много беспокоятся - заранее и прямо перед самим экзаменом.

Про ЕГЭ пишут много критических вещей, на ЕГЭ подают в суд. На мой взгляд, ЕГЭ по математике довольно адекватно показывает уровень подготовки учеников. При этом явно видно, что в целом по стране этот уровень ниже плинтуса! Вот за это, может быть, ЕГЭ и не любят многие... Хотелось бы верить, что наша школа, глядя на результаты ЕГЭ, начнёт заботиться наконец о реальном уровне подготовки учеников...

Смотреть ещё